ПРИКАЗ
от 28 июля 1995 года N 170
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минтруда России от 27 мая 2019 года N 357
____________________________________________________________________
В связи с принятием Законов Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1 и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года N 1034-1 разработана новая Инструкция, регулирующая организацию медико-санитарного обслуживания престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения*.
________________
* Дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа, дома (отделения) милосердия, геронтологические центры и др. аналогичные учреждения.
Приказываю:
2. Министрам социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, руководителям министерств, комитетов, департаментов, главных управлений, управлений и отделов социальной защиты населения органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
2.1. Принять к руководству названную Инструкцию.
2.2. Довести Инструкцию до сведения руководителей домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа для использования в работе по организации медико-санитарного обслуживания.
2.3. Организовать изучение Инструкции сотрудниками отделов (секторов) стационарных учреждений и домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа с приглашением специалистов здравоохранения и госкомсанэпиднадзора.
2.4. Внести изменения в планы мероприятий по организации медико-санитарного обслуживания престарелых и инвалидов на 1995 год в соответствии с требованиями Инструкции и соответствующие изменения в должностные инструкции персонала, при необходимости согласовать их с органами здравоохранения и госкомсанэпиднадзора.
2.5. Обеспечить контроль за соблюдением требований Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
3. Департаменту по делам ветеранов и пожилых людей (Е.П.Юликова) оказывать методическую помощь местным органам социальной защиты населения в организации работы по медико-санитарному обслуживанию в соответствии с требованиями Инструкции.
4. Считать утратившей силу Инструкцию об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, утвержденную Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 5 августа 1976 года N 94.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра С.Г.Киселева.
Министр
Л.Ф.Безлепкина
Инструкция об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов
1. Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь в учреждениях социальной защиты населения.
Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности.
Проживающие в стационарных учреждениях имеют право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой обязательного медицинского страхования; инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.
2. В доме-интернате должны осуществляться: первичная медицинская помощь, лечение хронических заболеваний по назначению соответствующих специалистов. Экстренная и плановая помощь, специализированная помощь оказывается врачами-специалистами закрепленных лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения. Порядок ее организации утверждается органом управления здравоохранением и органом социальной защиты населения субъектов Федерации, территорий, входящих в субъекты Федерации.
3. Один раз в год проводится углубленный медицинский осмотр всех обеспечиваемых с привлечением врачей-специалистов (окулиста, отоларинголога, невропатолога, хирурга и т.д.) и лабораторными обследованиями.
Один раз в квартал осуществляется профилактический осмотр престарелых и инвалидов с привлечением в случае необходимости врачей узких специальностей, сопровождающийся подробной записью в истории болезни.
Выявленные во время осмотра больные берутся на диспансерный учет, и за ними устанавливается соответствующее наблюдение. План наблюдения и лечения устанавливается врачом дома-интерната совместно с соответствующими специалистами территориального лечебно-профилактического учреждения. Истории болезни обеспечиваемых, находящихся на диспансерном учете, хранятся по алфавиту в картотеке соответственно нозологическим группам.
В случае ухудшения состояния здоровья обеспечиваемого или присоединения острого заболевания результаты осмотра и обследования записываются в историю болезни по мере необходимости.
4. Больные, нуждающиеся в срочном хирургическом вмешательстве, страдающие гинекологическими заболеваниями, и другие, которым не может быть оказана медицинская помощь в условиях дома-интерната, а также инфекционные больные должны направляться в лечебные учреждения.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина, проживающего в доме-интернате.
Больные, направляемые в лечебные учреждения, в необходимых случаях сопровождаются медицинским персоналом дома-интерната.
5. Больные, нуждающиеся в постельном режиме содержания и медицинском наблюдении, размещаются в специально отведенных для них помещениях (отделениях).
6. Обеспечиваемым по мере необходимости в учреждении выдаются очки, слуховые аппараты, вело- и кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, зубопротезирование проводится в доме-интернате или в лечебно-профилактическом учреждении по договору с учреждением.
7. Размещение обеспечиваемых по отделениям и комнатам производится с учетом состояния здоровья, возраста, их характерологических особенностей и по возможности в соответствии с их личным желанием. В доме-интернате их личным устанавливается определенный режим и распорядок дня.
8. Отношение обслуживающего персонала дома-интерната, в особенности медицинских работников, к обеспечиваемым должно быть сугубо индивидуальным.
9. Каждый поступающий в дом-интернат для престарелых и инвалидов должен иметь:
выписку из истории болезни, амбулаторную карту либо справку лечебного учреждения с заключением терапевта, психиатра, фтизиатра, онколога (либо хирурга), дерматолога, окулиста, стоматолога;
данные о бактериологических исследованиях на группу возбудителей кишечных инфекций, ВИЧ, дифтерии, реакции Вассермана.
Граждане, проживающие в домах-интернатах, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние их здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов.
По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Примечание. Выписка из истории болезни либо справка лечебного учреждения о состоянии здоровья действительны не более шести месяцев со дня выдачи. Данные о бактериологических исследованиях на группу возбудителей кишечных инфекций действительны не более двух недель со дня выдачи.
10. В каждом доме-интернате обязательно должно быть:
а) Приемно-карантинное отделение из расчета 4 кв.м на 1 человека с разделением на мужскую и женскую половины, но не менее 2 комнат (мужской и женской).
При приеме в отделение производится регистрация поступающих, осмотр их врачом, а затем санитарная обработка и помещение в приемно-карантинное отделение на срок одна неделя.
Отделение должно иметь ванную комнату, умывальник, санузел и отдельный вход.
Все помещения приемно-карантинного отделения должны иметь прямое естественное освещение.
Искусственное освещение должно быть как общим, так и местным. Лампы должны быть заключены в матовые колпаки (плафоны). В ванных комнатах на лампах должны быть металлические сетки.
Для дезинфекции и стерилизации инструментов, термометров, наконечников, кружек Эсмарха и других в приемном отделении должны быть стерилизаторы и 2% раствор хлорамина. Раствор меняется ежедневно.
Мочалки и мыло для мытья тела должны быть индивидуальными. После использования мочалки собираются в отдельную посуду с надписью на крышке "грязные" и хранятся там до их обработки. После санитарной обработки мочалки замачиваются на 30 минут в специально выделенной посуде 1% осветленным раствором хлорной извести или кипятятся 15 минут. Посуда для хранения мочалок должна иметь соответствующую надпись: "Мочалки для ванной".
При стрижке поступающего его волосы надлежит собрать в специально выделенную посуду с крышкой. Посуду с волосами следует держать закрытой и в таком виде доставить к месту сжигания волос.
Инвентарь, применяемый для уборки, должен быть промаркирован и хранится в специально выделенном помещении или закрытых шкафах.
Для уборки санузлов выделяется отдельный инвентарь (ведра, тазы, ветошь и др.), который после каждой уборки тщательно промывается и просушивается. Для мытья унитаза применяется 0,5% осветленный раствор хлорной извести.
Приемно-карантинное отделение должно быть обеспечено в достаточном количестве каталками и носилками.
После семидневного* пребывания в карантине и соответствующего обследования обеспечиваемые переводятся в комнаты (отделения) в зависимости от медицинских показаний.
________________
* Лабораторные исследования на кишечную группу и дифтерию осуществляются при сомнительном анамнезе и проводятся в течение 24 часов с получением результатов в течение 4-5 дней.
б) Изолятор из расчета не менее 4 коек на 100 обеспечиваемых, в который помещаются больные с подозрением на инфекционные заболевания до установления диагноза, а в случае нетранспортабельности их - для лечения на месте (по согласованию с центром госсанэпиднадзора и врачом-инфекционистом).
Для обслуживания больных, находящихся в изоляторе, организуется временно пост медицинской сестры.
При подтверждении диагноза инфекционного заболевания больной госпитализируется в инфекционный стационар.
Оборудование изолятора не должно быть громоздким, содержать излишней мебели и вещей; должно легко поддаваться дезинфекции.
Находившиеся в контакте с инфекционными больными лица помещаются в изолированное помещение, специально выделенное для этой цели на период вспышки инфекционного заболевания, до подтверждения или отрицания диагноза. Все лица, общавшиеся с больным (бактериовыделителем), подвергаются однократному бактериологическому обследованию (материал для обследования должен браться в первые два дня после выявления больного).
По окончании вспышки в трехдневный срок составляется подробное донесение.
Требуется в достаточном количестве иметь хозяйственное мыло, дезинфицирующие средства, посуду, инвентарь. Медицинский инструментарий после каждого пользования подлежит обязательной стерилизации, градусники обеззараживаются 2,0% раствором хлорамина, наконечники для клизм обеззараживаются кипячением.
Изолятор обеспечивается обменным фондом белья, которое хранится, обрабатывается и стирается отдельно от общей массы белья дома-интерната.
Белье, загрязненное выделениями, немедленно замачивается в 0,5% растворе хлорной извести.
Сбор грязного белья от больных должен осуществляться в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные бельевые тележки (или другие аналогичные приспособления)) и передаваться в прачечную учреждения.
Временное хранение (не более 12 часов) грязного белья в изоляторе следует осуществлять в санитарных комнатах или других специально отведенных для этой цели помещениях в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках, плотных ящиках и других емкостях, подвергающихся дезинфекции).
В изоляторе должно быть оборудовано специальное помещение для обработки инвентаря и посуды с обязательным ее кипячением. Для изолятора выделяется посуда, которая хранится только в помещении изолятора.
Судна, мочеприемники после использования немедленно выносятся. Уборочный инвентарь должен быть строго маркирован. Уборочный материал для уборных выдается и хранится отдельно. Щетки, тазы, ветошь и другие уборочные материалы регулярно промываются горячей водой, а ветошь просушивается. Уборные обеспечиваются 0,5% осветленным раствором хлорной извести, для замочки суден должен быть специальный резервуар.
Медицинский блок со следующими помещениями: кабинеты врача, дежурной медицинской сестры, процедурный, физиотерапевтический, отоларингологический, гинекологический, электрокардиографии, лечебной гимнастики и массажа, лаборатория и аптека. Все помещения должны иметь соответствующее освещение. Медицинская часть должна иметь оборудование, предусмотренное табелем оснащения медицинским оборудованием (Приложение N 1), и медикаменты для оказания необходимой медицинской помощи.
11. Врач (фельдшер) учреждения:
осуществляет систематическое наблюдение за состоянием здоровья проживающих;
ежедневно ведет прием больных в установленные для этого часы;
ежедневно осматривает больных, находящихся на постельном режиме;
ежедневно осматривает проживающих, находящихся в приемно-карантинном отделении, и больных в изоляторе;
принимает меры к своевременной госпитализации лиц, нуждающихся в этом;
назначает рациональное питание обеспечиваемым, осуществляет контроль за качеством его приготовления;
организует выполнение санитарных правил и санитарно-гигиенических мероприятий;