МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 января 2011 года N СМ-66/08
О минимизации коррупционных проявлений в системе общего образования и обеспечении безопасности образовательных учреждений
В ходе проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров 21 субъекта РФ в 2010 году выявлено повсеместное распространение денежных поборов с родителей обучающихся в общеобразовательных учреждениях под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые вопреки пункту 8 статьи 41 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" статьям 1, 4, 5 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" носят принудительный характер.
_______________
См. Образование в Документах. - 2005. - N 1. - С.32-92.
Взимание с родителей учащихся денежных средств на охрану общеобразовательных учреждений, их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение методической литературы педагогам осуществляется, как правило, через органы самоуправления образовательных учреждений (родительские комитеты, попечительские советы), а также посредством создания и деятельности благотворительных фондов при образовательных учреждениях.
На территории г.Омска в 2009 году выявлено 40 учрежденных родителями учащихся фондов материальной поддержки образовательных учреждений, большинство из которых были зарегистрированы по месту нахождения общеобразовательных учреждений, использовали их имущество без заключения соответствующих договоров, а функционировали за счет добровольных пожертвований родителей, вносимых с определенной периодичностью в фиксированной сумме.
По-прежнему допускается ведение образовательного процесса в зданиях образовательных учреждений с ненадлежащим техническим состоянием, не обеспечивающим безопасность детей. Нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют место в образовательных учреждениях во всех проверенных регионах.
В нарушение статьи 33 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" осуществление образовательной деятельности в отсутствии соответствующей лицензии, без государственной аккредитации допускается общеобразовательными учреждениями в республиках Алтай, Саха (Якутия), Тыва, Чеченской Республике, Калужской, Кемеровской, Костромской. Магаданской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пензенской областях и других регионах.
В нарушение статьи 51 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", статьи 28 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не во всех образовательных учреждениях созданы надлежащие условия для организации питания обучающихся, их медицинского обеспечения.
В ходе проверки в Орловской области нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены в 61 школе (71% от проверенных). В Чеченской Республике медицинские кабинеты имеются лишь в 150 из 443 общеобразовательных школ и только в 128 школах медицинские кабинеты оснащены медицинским оборудованием и лекарственными средствами для оказания первой медицинской помощи.
В целях исполнения законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования, Минобрнауки России
рекомендует:
1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, разработать комплекс мер, направленных на устранение указанных нарушений, и довести его до руководителей подведомственных общеобразовательных учреждений с определением порядка, сроков и контроля исполнения данных мер.
2. Исключить возможность проявления коррупционных факторов при приеме на обучение в общеобразовательные учреждения, в том числе гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, пользующиеся повышенным спросом населения.
Заместитель министра
С.Н.Мазуренко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Образование в Документах,
N 4, апрель, 2011 год