(с изменениями на 25 января 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации
от 23 июня 1995 года N 633
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года N 1522 (Российская газета N 138-139, 23.07.94);
Указом Президента Российской Федерации от 25 января 1995 года N 71.
____________________________________________________________________
В связи с образованием Федеральной службы контрразведки Российской Федерации
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе контрразведки Российской Федерации.
2. Разрешить Директору Федеральной службы контрразведки Российской Федерации иметь шесть заместителей Директора Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, в том числе одного первого заместителя Директора и заместителя Директора - начальника Управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации по г. Москве и Московской области. В составе Федеральной службы контрразведки Российской Федерации образовать коллегию в количестве 11 человек (абзац в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 января 1995 года N 71 - см. предыдущую редакцию).
Установить численность работников аппарата управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации в количестве 1,52 тыс.единиц (абзац в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года N 1522 - см. предыдущую редакцию).
3. Установить численность военнослужащих и гражданского персонала органов контрразведки Российской Федерации в количестве 75,54 тыс.единиц (без учета численности работников научноисследовательских, военно-медицинских подразделений и учреждений и персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений) (пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года N 1522 - см. предыдущую редакцию).
4. Разрешить Директору Федеральной службы контрразведки Российской Федерации вносить изменения в структуру Федеральной службы контрразведки Российской Федерации с учетом требований указов и распоряжений Президента Российской Федерации в пределах установленной численности военнослужащих и гражданского персонала и выделенных ей бюджетных ассигнований.
5. Федеральной службе контрразведки Российской Федерации привести ведомственные нормативные акты в соответствие с Положением, утвержденным настоящим Указом.
6. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1992 года N 42 "Об образовании Министерства безопасности Российской Федерации" с последующими изменениями.
7. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
5 января 1994 года N 19
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 января 1994 года N 19
ПОЛОЖЕНИЕ
О Федеральной службе контрразведки Российской Федерации
(с изменениями на 20 июля 1994 года)
1. Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России) является центральным органом федеральной государственной власти, осуществляет руководство деятельностью подведомственных ей органов контрразведки, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, учебных заведений, а также ведет работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации.
ФСК России возглавляет единую систему контрразведки Российской Федерации (далее - органы контрразведки), функционирующие независимо от органов власти субъектов Российской Федерации, в которую помимо нее входят:
органы контрразведки в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, отдельных регионах Российской Федерации, городе Москве и Московской области, городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (территориальные органы контрразведки);
органы военной контрразведки в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации и иных войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
ФСК России является в вопросах оперативно-розыскной деятельности старшим оперативным органом по отношению к Пограничным войскам Российской Федерации.
2. ФСК России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, иными нормативными актами высших органов государственной власти, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. ФСК России подчинена непосредственно Президенту Российской Федерации.
4. Задачами органов контрразведки являются :
1) выяснение, предупреждение и пресечение разведывательно подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;
2) добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации;
3) обеспечение Президента Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации;
4) борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями, а также незаконно созданными или запрещенными общественными организациями, посягающими на конституционный строй Российской Федерации;
5) обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов Российской Федерации;
6) контрразведывательное обеспечение оперативного прикрытия государственной границы Российской Федерации.
5. В ФСК России для решения возложенных на органы контрразведки задач в установленном порядке создаются соответствующие подразделения согласно приложению.
6. ФСК России в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) организует исполнение законов Российской Федерации, иных нормативных актов высших органов государственной власти в органах контрразведки;
2) участвуют в разработке и реализации государственных программ обеспечения безопасности Российской Федерации;
3) организует и осуществляет контрразведывательные и оперативно-розыскные мероприятия, дознание по делам, отнесенным законом к ведению органов государственной безопасности;
определяет порядок использования в этих целях сил и средств органов контрразведки;
4) организует и осуществляет контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;
5) определяет основные направления и организует разведывательную деятельность органов контрразведки с территории Российской Федерации, осуществляет ее во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации;
6) участвует в разработке и реализации мер по защите государственной тайны, определяет основные направления деятельности органов контрразведки в этой области;
осуществляет контроль за обеспечением сохранности государственной тайны в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, органах общественных объединений и оказывает им содействие в разработке мер по защите коммерческой тайны;
в установленном порядке осуществляет меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
6_1) осуществляет шифровальные работы в органах контрразведки, а также контроль за режимом секретности при обращении с шифрованной информацией в шифрорганах государственных органов, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности (кроме учреждений Российской Федерации, находящихся за рубежом) (подпункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года N 1522);
7) разрабатывает и осуществляет контрразведывательные меры по обеспечению государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации;
8) организует и осуществляет контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности, инспирируемой и проводимой иностранными спецслужбами и организациями, а также направленной против представителей высших органов государственной власти Российской Федерации;
9) разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой и коррупцией, незаконным международным оборотом оружия и наркотических средств, с незаконно созданными вооруженными формированиями, незаконно созданными, а также запрещенными общественными объединениями, посягающими на конституционный строй Российской Федерации;
10) организует и непосредственно проводит контрразведывательные мероприятия на объектах оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектах жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектах, в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
11) осуществляет взаимодействие с министерствами, ведомствами и общественными организациями Российской Федерации, а также с иностранными спецслужбами и организациями по вопросам своей компетенции;
12) осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
13) организует и проводит выявление на территории Российской Федерации радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;
осуществляет регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
14) осуществляет контрразведывательные мероприятия по оперативному прикрытию государственной границы Российской Федерации;
15) организует и осуществляет меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе противодействию иностранным техническим разведкам, в системе органов контрразведки;
16) осуществляет в пределах своей компетенции добывание, обработку и анализ информации об угрозах безопасности Российской Федерации в политической, экономической, оборонной, научно технической и экологической и других областях и информирует об этом Президента Российской Федерации. Вырабатывает на основе поручений Президента Российской Федерации прогнозы развития внутриполитической, социально-экономической обстановки в Российской Федерации, стратегию деятельности органов контрразведки и предложения по предупреждению и нейтрализации угроз жизненно важным интересам Российской Федерации со стороны иностранных спецслужб и организаций;
17) разрабатывает, создает и эксплуатирует самостоятельно и во взаимодействии с Министерством связи Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами сети и системы связи и информации, обеспечивающие деятельность органов контрразведки;
18) принимает на основе международных договоров во взаимодействии с органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности иностранных представительств на территории Российской Федерации. Участвует в проведении мероприятий по обеспечению безопасности российских учреждений и граждан за рубежом;
19) участвует в мероприятиях по осуществлению режима военного положения;
20) организует мобилизационную подготовку и обеспечивает мобилизационную готовность органов контрразведки;
21) формирует необходимый запас (резерв) для мобилизационного развертывания органов контрразведки;
определяет порядок воинского учета офицеров запаса органов контрразведки;
организует и контролирует воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работавших в органах контрразведки;
22) координирует работу по организации местной обороны в органах контрразведки;
23) создает информационные системы, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок учета, хранения и использования оперативных, архивных и других материалов относящихся к деятельности органов контрразведки;
24) организует и осуществляет в пределах своей компетенции научные исследования по проблемам противодействия подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций;
проводит опытно конструкторские работы;
осуществляет разработку и изготовление специальных технических средств как на собственной научно производственной базе, так и на базе других предприятий, учреждений и организаций;
выдает сертификаты качества на отдельные виды специальных технических средств, а также по решению Правительства Российской Федерации лицензии на отдельные виды деятельности;
25) проводит оперативно-технические мероприятия, криминалистические и другие экспертизы и исследования;
при оперативной необходимости изготавливает и использует документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств, а также личность граждан, сотрудничающих с органами контрразведки на конфиденциальной основе;
26) осуществляет кадровое обеспечение органов контрразведки;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в учебных заведениях, находящихся в ее ведении, а также других учебных заведениях;
27) увольняет в установленном порядке в запас военнослужащих органов контрразведки;
28) осуществляет пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из федеральных органов государственной безопасности, органов контрразведки, Пограничных войск Российской Федерации, формирований федеральных органов правительственной связи и информации, органов внешней разведки и воинских формирований Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, и членов их семей;
29) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в области, относящейся к компетенции органов контрразведки, в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию;
принимает участие в подготовке проектов соответствующих нормативных актов;
осуществляет методическое руководство органами контрразведки в организации правового обеспечения их деятельности;
30) определяет порядок применения действительных и условных наименований в органах контрразведки; присваивает в установленном порядке такие условные наименования;