Недействующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (утратил силу на основании приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733)

Государственное регулирование цен


Государственное регулирование внутреннего рынка в условиях рыночной экономики основывается на принципах организации и осуществления предпринимательской деятельности и предусматривает использование рыночных инструментов для комплексного решения системных проблем отрасли. В рыночной экономике цены на товары и услуги являются свободными, их уровень определяется балансом спроса и предложения на рынке.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о торговле в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В настоящее время государственному регулированию подлежат цены и тарифы более чем на 30 видов продукции (услуг). В основном государственное регулирование цен основывается на федеральных законах таких как "О естественных монополиях", "О газоснабжении в Российской Федерации", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и других.

Кроме того, государственное регулирование цен в настоящее время определяется Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями и дополнениями) и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которыми установлены правовые основы государственной ценовой политики в условиях рынка.

Постановлением Правительства от 15 июля 2010 года N 530 был утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

Ключевым фактором сбалансированного ценообразования в настоящее время является сочетание методов государственного регулирования и развитие конкуренции, внедрение современных технологий, которые обеспечивают стимулирование роста производства и производительности труда.

Политика государства в области конкуренции является ключевым фактором в достижении целей социально-экономического развития страны. Данные направления определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Это комплекс мер, осуществляемых государством для обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах.