Недействующий

     

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 июня 2010 года N 1361р

Об утверждении Положения об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 6 ноября 2013 года N 2374р
____________________________________________________________________


В целях активизации работы по предупреждению производственного травматизма, связанного с наездом подвижного состава на работников, выполняющих работы на путях железных дорог ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2010 года прилагаемое Положение об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути" (далее - Положение).

2. Начальникам департаментов и управлений ОАО "РЖД", железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" и других филиалов ОАО "РЖД" довести настоящее распоряжение до сведения всех причастных работников и обеспечить контроль за его исполнением.

3. Начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" в 2010 году организовать доработку модуля "Человек на пути" и классификатора нарушений по системе информации "Человек на пути" АСУ "Замечания машиниста" в соответствии с требованиями Положения.

4. Начальнику Управления охраны туда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" Черкасову В.В., начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В. разработать до 1 августа 2011 года АСУ "Система контроля и мониторинга по информации "Человек на пути".

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

     

     

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25 июня 2010 года N 1361р

     

Положение об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути"

1. Область применения

1.1. Настоящее Положение распространяется на железные дороги - филиалы ОАО "РЖД", другие функциональные филиалы ОАО "РЖД".

1.2. Настоящее Положение является организационно-методическим документом, устанавливающим общие требования к организации работы по системе информации "Человек на пути".

1.3. Начальникам филиалов ОАО "РЖД" при заключении договоров со сторонними организациями, производственная деятельность которых связана с выездом на пути общего пользования, предусматривать в договорах требования указанного Положения.

1.4. На основе настоящего Положения филиалами ОАО "РЖД" разрабатываются внутренние документы с учетом специфики, структуры филиала и эксплуатирующихся АСУ.

2. Общие положения

2.1. Порядок обеспечения безопасности работников при выполнении работ на железнодорожных путях регламентируется соответствующими правилами и инструкциями, положениями, должностными обязанностями по соблюдению мер безопасности при производстве работ, техническо-распорядительными актами станций.

2.2. Система информации "Человек на пути" направлена на предупреждение случаев производственного травматизма по причине наезда подвижного состава на работающих на железнодорожных путях и обеспечение контроля за соблюдением работниками правил нахождения на железнодорожных путях, а также на уменьшение количества случаев, влияющих на ухудшение функционального состояния машиниста и снижение его работоспособности.

2.3. Главным функциональным звеном в работе по системе информации "Человек на пути" является локомотивная бригада, осуществляющая действия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих на путях и принимающая меры по оповещению дежурного по станции или поездного диспетчера при диспетчерской централизации (далее при ДЦ) об имеющих место нарушениях правил безопасного выполнения работ.

2.4. Работники, обслуживающие сооружения и устройства железных дорог и связанные с движением поездов, должны быть одеты в сигнальные жилеты, с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению.

2.5. В системе информации "Человек на пути" должны быть задействованы все работники, участвующие в перевозочном процессе.

2.6. Перечень наиболее распространённых нарушений представлен в приложении N 1 к настоящему положению.

2.7. Примерная схема передачи информации по системе информации "Человек на пути" по выявленным нарушениям требований безопасности представлена в приложении N 2 к настоящему положению.

3. Действия локомотивных бригад

3.1. Общие действия поездной и маневровой локомотивной бригады, машинистов (водителей) ССПС при приближении к месту работ:

3.1.1. При приближении к месту работ на перегонах и железнодорожных станциях, а также при следовании по неправильному пути, при неблагоприятных погодных условиях, понижающих видимость (туман, дождь, снегопад, метель и др.) и недостаточной освещенности машинист локомотива (ССПС) подает оповестительные сигналы, начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от переносных сигналов. Оповестительные сигналы подают также при приближении поезда к сигнальным знакам "С", переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, при подходе и проследовании кривых участков пути с неудовлетворительной видимостью, выемок, тоннелей, при подходе к переездам, к съемным подвижным единицам и при приближении к находящимся на путях людям.

3.1.2. При приближении поезда к работающим, идущим по путям или находящимися в междупутье людям, машинист локомотива (ССПС) обязан подавать оповестительные сигналы до тех пор, пока не будет освобожден путь, и люди с него не сойдут в безопасное место. Если путь, по которому следует поезд, своевременно не освобожден, то машинист должен принять меры к остановке поезда.

3.1.3. О каждом случае нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, а также случае экстренного торможения поезда с целью предотвращения наезда на работников, машинист локомотива (ССПС) немедленно по поездной радиосвязи сообщает дежурному ближайшей станции, поездному диспетчеру при диспетчерской централизации.

3.1.4. Если при проследовании поезда по соседнему пути продолжаются работы, и люди не ушли на безопасное расстояние (кроме случаев производства работ в "технологическое окно" в графике движения поездов или при ограждении места работ сигналами остановки при движении поездов до 140 км/ч), прежде, чем информировать об этом дежурного по станции или поездного диспетчера, машинист локомотива (ССПС) должен сообщить о нарушении по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, указав точное место нахождения людей.

3.1.5. Машинист встречного поезда (ССПС), получив такое извещение, принимает необходимые меры к предупреждению наезда путем подачи более частых оповестительных сигналов большой громкости, снижения скорости, а если расстояние до места нахождения людей менее тормозного пути, принимает экстренные меры к остановке поезда (кроме машинистов скоростных и высокоскоростных поездов при движении поезда выше 160 км/ч).

3.1.6. В информации дежурному по станции или поездному диспетчеру при ДЦ машинист локомотива (ССПС) или его помощник указывают точное время, место (станция, перегон, путь, километр, пикет, стрелочный перевод), количество работающих (по возможности) и характер нарушения, подразделение железной дороги, подразделение функционального филиала ОАО "РЖД", находящееся на территории деятельности железной дороги (далее - подразделение других филиалов ОАО "РЖД"), стороннюю организацию, работники которых нарушили правила нахождения на путях, номер поезда и локомотива, с которым следует, свою фамилию.

3.1.7. Все замечания в пути следования по информации "Человек на пути" локомотивная бригада записывает на обратной стороне бланка ДУ-61 (бланк предупреждений).

3.1.8. По прибытии в эксплуатационное локомотивное депо машинист записывает замечание в журнал регистрации нарушений по системе информации "Человек на пути" (далее - журнал регистрации нарушений), который должен находиться у дежурного по эксплуатационному локомотивному (оборотному) депо (далее - эксплуатационное локомотивное депо). При этом указывается: дата; время; место выявления нарушения (станция, перегон, путь, километр, пикет, стрелочный перевод); своя фамилия; номер поезда, локомотива; количество работающих (по возможности); характер нарушения; фамилия дежурного по станции или поездного диспетчера, которому была передана информация; подразделение железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД", сторонней организации, работники которых нарушили правила нахождения на путях. Рекомендуемая форма журнала приведена в Приложении N 2* к настоящему положению.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "в Приложении N 3". - Примечание изготовителя базы данных.

3.2. Действия поездной локомотивной бригады скоростных и высокоскоростных поездов:

3.2.1. О каждом случае нахождения работников на расстоянии менее 5 метров от крайнего рельса при пропуске поездов, следующих со скоростью более 140 км/ч, машинист локомотива немедленно по поездной радиосвязи сообщает дежурному ближайшей станции, поездному диспетчеру при ДЦ.

3.3. Действия маневровой локомотивной бригады:

3.3.1. При производстве маневровой работы методом осаживания, (вагонами вперед) перед началом движения, машинист локомотива сообщает составителю поездов (кондуктору грузового поезда, помощнику составителя) о наличии мест производства работ по маршруту следования. Машинист маневрового локомотива должен убедиться в правильности восприятия информации о наличии мест производства работ составителем поездов.

3.3.2. Во всех случаях нарушений правил нахождения работников на путях, которые могут привести к наезду, машинист обязан прекратить маневры, а при движении вагонами вперёд составитель поездов принимает меры для остановки поезда.

3.3.3. О случаях нарушений работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях, для записи в журнале регистрации нарушений, машинист маневрового локомотива по станционной (маневровой) или поездной радиосвязи сообщает:

- при работе на станционных путях - дежурному по станции или маневровому диспетчеру;

- при работе на деповских путях локомотивного депо - дежурному по эксплуатационному локомотивному депо, а по окончании смены производит запись в журнал регистрации нарушений;

- при работе на железнодорожных путях вагонного депо, дистанции пути, ПМС и других подразделений железных дорог - дежурному по станции.

3.4. Действия машинистов и водителей ССПС и других самоходных машин:

3.4.1. Машинисты и водители ССПС и других самоходных машин по окончании работы, по месту приписки, делают запись в журнале регистрации нарушений, который находится у диспетчера соответствующего подразделения (дежурного дистанции пути, диспетчера дистанции СЦБ, сменного инженера регионального центра связи (РЦС), энергодиспетчера и др.)

3.4.2. Во всех случаях при невозможности произвести запись в журнал регистрации нарушений лично, машинист или водитель ССПС передает сообщение по телефону диспетчеру соответствующего подразделения (дежурному дистанции пути, диспетчеру дистанции СЦБ, сменному инженеру регионального центра связи (РЦС), энергодиспетчеру и др.), который в свою очередь производит запись в журнал регистрации нарушений с отметкой "передано по телефону".

4. Действия дежурных (диспетчеров) железных дорог и других филиалов ОАО "РЖД"

4.1. Действия дежурного по станции, поездного диспетчера при ДЦ:

4.1.1. Дежурный по станции, поездной диспетчер при ДЦ, получив сообщение от машиниста локомотива (ССПС) или его помощника о нарушении работающими требований безопасности при производстве работ, немедленно передает его поездному диспетчеру, дежурному (диспетчеру) подразделения железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД" (в зависимости от того, чьи работники допустили нарушения) и ДЗО ОАО "РЖД" (в случае выявления нарушений, допущенных работниками ДЗО ОАО "РЖД").

При получении сообщения о выявлении нарушения работниками сторонних организаций, в том числе ДЗО ОАО "РЖД", требований безопасности при производстве работ дежурный по станции, поездной диспетчер при ДЦ дополнительно передает информацию диспетчеру соответствующей службы железной дороги (для которой этими организациями выполняются подрядные работы) и дежурному железной дороги (в случае выявления нарушений, допущенных работниками ДЗО ОАО "РЖД").

4.1.2. При получении сообщения от машиниста локомотива скоростного или высокоскоростного поезда или его помощника о нарушении, дежурный по станции, поездной диспетчер при ДЦ дополнительно передает информацию диспетчеру соответствующей службы железной дороги и территориального подразделения функционального филиала ОАО "РЖД", находящегося на территории деятельности железной дороги (далее - территориальное подразделение других филиалов ОАО "РЖД") по принадлежности.

4.1.3. Поездной диспетчер, при получении сообщения об экстренном торможении поезда от дежурного по станции или машиниста (на участках с диспетчерской централизацией) делает пометку на графике исполненного движения и передает сообщение диспетчеру соответствующей службы железной дороги, территориального подразделения других филиалов ОАО "РЖД" по принадлежности.

4.1.4. О случаях нарушений требований безопасности работниками станций дежурный по станции, поездной диспетчер при ДЦ сообщает начальнику станции или его заместителю для принятия мер по устранению нарушения и немедленного расследования случая нарушения.

4.1.5. После передачи информации в подразделение железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД", работники которого допустили нарушения, и ДЗО ОАО "РЖД" (в случае выявления нарушений, допущенных работниками ДЗО ОАО "РЖД"), дежурный по станции, поездной диспетчер при ДЦ делает запись в журнале регистрации нарушений об этом.

4.1.6. При наличии связи с местом работ дежурный по станции или поездной диспетчер при ДЦ дает указание руководителю работ о немедленном принятии мер по устранению нарушения.

4.2. Действия дежурного по эксплуатационному локомотивному депо (дежурного (диспетчера) подразделения железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД" эксплуатирующего ССПС):

4.2.1. Получив информацию от машиниста локомотива (водителя ССПС) или его помощника о нарушении правил нахождения на пути работниками подразделения железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД" и сторонних организаций, дежурный по эксплуатационному локомотивному депо (дежурный (диспетчер) подразделения железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД" эксплуатирующего ССПС) сообщает о нарушении лицу, на которое возложены обязанности по контролю за действием системы информации "Человек на пути".

4.2.2. Порядок и ответственные за внесение замечаний по системе информации "Человек на пути" в действующие АСУ определяется внутренним документом филиала ОАО "РЖД".

4.2.3. Если нарушителем является работник локомотивного депо, дежурный по эксплуатационному локомотивному депо ставит об этом в известность руководителя депо для принятия срочных мер по устранению нарушений и немедленного расследования случая.

4.3. Действия дежурных (диспетчеров) подразделения железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД":

4.3.1. Дежурный (диспетчер) подразделения железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД", получив сообщение о нарушении работниками требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях:

- при наличии связи с местом работ, дает руководителю работ указание о немедленном принятие мер к устранению нарушений;

- немедленно ставит об этом в известность лицо, в непосредственном подчинении которого находятся работники, допустившие нарушение, руководителя подразделения, инженера по охране труда, или лицо на которое возложены эти обязанности.

4.3.2. Дежурный дистанции пути при получении информации о нарушениях работниками дистанции пути порядка ограждения места производства работы (сигналистами, сигнальными знаками) и работе на железнодорожных путях без выдачи предупреждений немедленно ставит об этом в известность руководителя дистанции пути, а также через дежурного по станции дает команду о прекращении работы при условии обеспечения безопасности движения поездов до прибытия руководителя дистанции пути. Руководитель дистанции пути при получении информации о нарушениях работниками дистанции пути немедленно выезжает на расследование случая и после его проведения принимает решение о продолжении работы.

4.3.3. Дежурный (диспетчер) подразделения железной дороги и других филиалов ОАО "РЖД" оформляет запись в журнале регистрации нарушений.

5. Порядок рассмотрения случаев нарушений требований безопасности, переданных по системе информации "Человек на пути"

5.1. Руководитель эксплуатационного локомотивного депо и руководитель дистанции пути; сигнализации, централизации и блокировки; электроснабжения и др. подразделения, эксплуатирующего ССПС, через работника, ответственного за ведение журнала регистрации нарушений, выявленных машинистами по системе информации "Человек на пути", обязан незамедлительно телеграммой или телефонограммой передать в адрес причастных руководителей подразделений железной дороги, других филиалов ОАО "РЖД" и ДЗО ОАО "РЖД" (в случае нарушений, допущенных работниками ДЗО ОАО "РЖД") выявленное нарушение. О каждом случае экстренного торможения поезда для предотвращения наезда на работников (или нарушении работающими требований безопасности при производстве работ при пропуске скоростного или высокоскоростного поезда, а также нарушении работниками сторонних организаций) дополнительно в течение суток телеграммой или телефонограммой извещается руководство службы охраны труда и промышленной безопасности железной дороги, причастной службы железной дороги и территориального подразделения другого филиала ОАО "РЖД".

5.2. Руководитель подразделения железной дороги и других филиалов ОАО "РЖД" после получения информации о нарушениях работниками правил безопасности в 3-х суточный срок расследует случай нарушения и принимает меры к нарушителям и непосредственным руководителям в порядке установленном ОАО "РЖД" и Трудовым кодексом Российской Федерации, при этом работники и их непосредственный руководитель (мастер, бригадир), не обеспечивший соблюдение требований безопасности при работе на путях, должны пройти внеочередную проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Не позднее чем через 3 дня руководитель подразделения железной дороги, другого филиала ОАО "РЖД" сообщает в письменной форме в локомотивное депо (подразделение приписки ССПС), а также в службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги, причастную службу железной дороги и территориальное подразделение другого филиала ОАО "РЖД" о принятых мерах и проведенных мероприятиях по исключению повторения допущенных нарушений. Результаты рассмотрения оформляются протоколом и приказом. Со всеми причастными работниками подразделения железной дороги и другого филиала ОАО "РЖД" проводится внеплановый инструктаж по обстоятельствам нарушения требований безопасности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»