Недействующий

О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (с изменениями на 11 сентября 2012 года) (утратило силу с 11.12.2012 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225)

II. Приоритеты и цели государственной политики в создании и развитии доступной среды жизнедеятельности инвалидов и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы


В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и положениями Конвенции Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом.

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны и необходимость решения которых вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/10 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.

В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных образовательных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 10 тыс. единиц (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений).

Одним из важных направлений Программы является совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности и обеспечивают предоставление реабилитационных услуг, поскольку именно эффективность медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов является важным фактором, позволяющим инвалидам активно интегрироваться с обществом и расширяющим доступность для них объектов и услуг.

При проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных устанавливается инвалидность граждан, ее причины, сроки, время наступления и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию.

Институционально государственная система медико-социальной экспертизы включает:

федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства, - Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, а также филиалы главных бюро (бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах);

учреждения науки, специализирующиеся в области медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов, - федеральные государственные учреждения "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства", "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства", "Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Федерального медико-биологического агентства".

В системе реабилитации в настоящее время осуществляют деятельность следующие федеральные организации:

федеральные государственные унитарные предприятия (специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, протезно-ортопедические предприятия);

специализированные учреждения здравоохранения по профилю травматологии, ортопедии и эндопротезирования;

учреждения среднего профессионального образования для инвалидов (колледжи-интернаты, техникумы-интернаты, училище-интернат, межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха);

санаторно-курортные учреждения, в том числе детские;

государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

В работе по реабилитации инвалидов участвуют также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

Характеризуя современное состояние государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, следует отметить ряд достигнутых в последние годы позитивных результатов:

упрощение административных процедур признания инвалидами и стабилизация общей численности инвалидов в Российской Федерации (как взрослых, так и детей), в том числе впервые признанных инвалидами;

увеличение в натуральном и стоимостном выражениях объемов и уровня удовлетворения потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации и путевках на санаторно-курортное лечение;

укрепление материальной базы реабилитационных учреждений для инвалидов, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы";

создание интернет-классов в домах-интернатах для детей-инвалидов.

Вместе с тем эффективность функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов остается низкой, в частности:

классификации, используемые для проведения медико-социальной экспертизы, не позволяют объективно, на необходимом качественном уровне определять ограничения жизнедеятельности, разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы реабилитации инвалидов, оценивать их результативность, что затрудняет оперативное предоставление услуг инвалидам, в том числе путем внедрения электронного документооборота, и вызывает многочисленные нарекания и жалобы инвалидов;

нормативные правовые акты, методические указания и рекомендации, а также информационные инструменты не обеспечивают требуемого уровня координации и взаимодействия органов и учреждений государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов как по горизонтали, так и по вертикали во взаимоотношениях организаций федерального и регионального подчинения. В результате остаются низкими уровень и качество предоставления инвалидам соответствующих государственных услуг;