ПРИКАЗ
от 9 декабря 2010 года N 1150
Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по пункту 3 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития металлургического комплекса от 15 июля 2010 года N 2
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.В.Дементьева.
Министр
В.Б.Христенко
Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года
Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 24 июля 2008 года N ВП-П9-13пр, пункт 8), пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития металлургического комплекса от 15 июля 2010 года N 2, пункта И протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина от 2 июля 2010 года N ИС-П9-22пр. В соответствии с поручением Стратегия предусматривает обеспечение перспективных потребностей горнометаллургического комплекса, в т.ч. развитие металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.
Определяя цель Стратегии, следует иметь в виду роль отраслей - потребителей тяжелого оборудования для российской экономики.
Настоящая Стратегия согласована по основным параметрам (в т.ч. по производству основной номенклатуры машин и оборудования) с утвержденными стратегиями развития отраслей - потребителей продукции тяжелого машиностроения: "Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года" (утвержденной приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 года N 150); "Энергетической стратегией России на период до 2030 года" (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р) и др. На основе "Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года" выполнены прогнозные оценки потребности горнометаллургического комплекса в оборудовании.
Так, хотя вклад тяжелого машиностроения в ВВП составил в 2009 году лишь 1,2%, потребители продукции тяжелого машиностроения (нефтегазовый комплекс, металлургия и горнодобывающий комплекс) обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет. В структуре экспорта Российской Федерации за 2009 год продукция перечисленных отраслей занимает 81%. Иными словами, сырьевые отрасли играют ведущую роль в российской экономике и на горизонте до 2020 года указанные соотношения не могут кардинально измениться.
Функционирование сырьевых отраслей в значительной мере зависит от тяжелого оборудования, а затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования занимают около трети всех затрат сырьевых отраслей. Таким образом, тяжелое машиностроение в большой степени определяет эффективность базовых отраслей народного хозяйства.
Мировой рынок, как и российский, характеризуется очень ограниченным количеством производителей, причем по ряду номенклатуры их буквально единицы. В случае полной деградации российского тяжелого машиностроения степень монополизма на рынке резко возрастет, что неизбежно приведет к повышению стоимости приобретения и обслуживания основных фондов сырьевых отраслей на десятки процентов. Это нанесет серьезный удар по эффективности работы сырьевых отраслей, то есть по внешнеторговому балансу, по бюджетным поступлениям, фактически - по российской экономике в целом. Данная стратегия направлена на недопущение такого развития событий.
Цель стратегии: сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, обеспечивающего средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых.
Для достижения указанной цели необходимо повышение конкурентоспособности российского тяжелого машиностроения путем:
- реализации временных антикризисных мер поддержки;
- временной таможенной защиты внутреннего рынка на период технического перевооружения, направленной на восстановление ценовой конкурентоспособности российских предприятий тяжелого машиностроения;
- стимулирования процессов глубокого технического перевооружения и модернизации производства, направленного на снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества;
- стимулирования отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых "ноу-хау" для разработки и освоения производства новых современных образов продукции, что позволит не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и значительно расширить присутствие на внешних рынках.
Количественные индикаторы достижения цели приведены в табл.1.1.
Табл. 1.1. Индикаторы достижения цели Стратегии (в ценах соответствующих лет)
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Объем российского рынка продукции тяжелого машиностроения | $, млн. | 7843 | 4375 | 4711 | 4881 | 4986 | 5050 | 5067 | 5418 | 5791 | 5972 | 6135 | 6256 | 6390 | |
млн. руб. | 195099 | 136489 | 146525 | 151543 | 154554 | 156561 | 156561 | 166597 | 176633 | 180647 | 184662 | 187673 | 191687 | ||
Объем внутреннего производства | $, млн. | 3032 | 1775 | 2026 | 2225 | 2410 | 2566 | 2707 | 3007 | 3328 | 3557 | 3782 | 3988 | 4272 | |
млн. руб. | 75430 | 55395 | 63023 | 69097 | 74696 | 79533 | 83659 | 92463 | 101511 | 107604 | 113837 | 119640 | 128166 | ||
Объем экспорта | $, млн. | 434 | 240 | 280 | 320 | 365 | 395 | 430 | 465 | 497 | 520 | 541 | 560 | 645 | |
млн. руб. | 10795 | 7488 | 8708 | 9936 | 11315 | 12245 | 13287 | 14299 | 15159 | 15730 | 16284 | 16800 | 19350 | ||
Объем импорта | $, млн. | 5245 | 2839 | 2965 | 2975 | 2941 | 2880 | 2789 | 2876 | 2960 | 2935 | 2894 | 2828 | 2762 | |
млн. руб. | 130464 | 88583 | 92210 | 92382 | 91173 | 89273 | 86189 | 88432 | 90280 | 88774 | 87109 | 84832 | 82871 | ||
Доля импортной продукции на внутреннем рынке | % | 66,9 | 64,9 | 62,9 | 61,0 | 59,0 | 57,0 | 55,1 | 53,1 | 51,1 | 49,1 | 47,2 | 45,2 | 43,2 | |
Средний по отрасли уровень износа основных фондов | % | 52 | 51,5 | 51 | 50,5 | 50 | 48,5 | 46,5 | 45 | 44 | 43 | 42 | 41 | 40 | |
Доля стоимости разработанных и внедренных в производство конкурентоспособной продукции и технологий в общей их стоимости | % | 88 | 89 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
Численность специалистов, прошедших подготовку и переподготовку по образовательным программам (в год от общей численности занятых) | % | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Количество созданных совместных предприятий (накопительным итогом) | шт. | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | |
Уровень локализации производства на совместных предприятиях | % | 10 | 20 | 20 | 24 | 25 | 25 | 25 | 29 | 32 | 35 | 36 | 36 | 40 | |
Доля стоимости разработанных и внедренных в производство конкурентоспособн ой продукции и технологий в общей их | % | 88 | 89 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 |
Традиционно в состав тяжелого машиностроения включается металлургическое, горнорудное, угольное, подъемно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. По ряду указанных подотраслей разработаны государственные стратегические документы развития. Например, приказом Минпромэнерго России от 18 сентября 2007 года N 391 на основании поручения Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N СИ-П9-4082 утверждена "Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года", которая включает вопросы, связанные с вагоно- и тепловозостроением.
Вопросы разработки крупных дизельных двигателей также охвачены существующими документами. В части двигателей для тепловозов это уже упомянутая "Стратегия развития транспортного машиностроения...", а в части судовых дизелей - "Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 354).
Для определения и анализа состояния тяжелого машиностроения как отрасли действующие классификаторы слабо применимы. Например, строки классификатора ОКВЭД, имеющие отношение к тяжелому машиностроению, включают в себя:
- 29.22 производство подъемно-транспортного оборудования;
- 29.51 производство машин и оборудования для металлургии;
- 29.52 производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства.
При этом и ОКВЭД, и другие классификаторы (ОКП, ТН ВЭД) не выделяют именно тяжелое оборудование, поэтому данные официальной статистики зачастую не позволяют точно выделить необходимые показатели при анализе отрасли. Кроме того, данные классификаторов ОКВЭД, ОКП и ТН ВЭД применительно к тяжелому машиностроению невозможно сравнивать между собой, поскольку они описывают несовпадающие сектора машиностроения.
Для определенности выделения отрасли сформирован перечень тяжелого оборудования, однозначно определяемого как продукция тяжелого машиностроения. Соответственно под отраслью тяжелого машиностроения в данном документе рассматривается совокупность организаций, осуществляющих разработку, проектирование, изготовление, а также ремонтное и сервисное обслуживание промышленной продукции из указанного перечня.
Оборудование для добычи руды и угля открытым способом: карьерные экскаваторы, одноковшовые погрузчики, экскаваторы-драглайны, многочерпаковые цепные экскаваторы, отвалообразователи, транспортеры и конвейеры, грейферные краны, роторная техника, дробилки, грохоты, мельницы.
Оборудование для подземной добычи руды и угля: проходческие комбайны, добычные (очистные) комплексы, механизированные гидравлические крепи, конвейеры, подъемные установки (копры и клети), системы рудничной и шахтной принудительной вентиляции, пневмооборудование, буровые станки.
Перегрузочное и усреднительное оборудование: укладчики, усреднители, заборщики, питатели, толкатели, конвейеры, рыхлители.
Обогатительное оборудование (частично применяемое как на горнообогатительных комбинатах, так и на аглофабриках, входящих в состав меткомбинатов): вагоноопрокидыватели, штабелеукладчики, дробилки щековые, молотковые, конусные, валковые крупного, среднего и мелкого дробления, мельницы шаровые, стержневые, классификаторы, магнитные сепараторы мокрой и сухой сепарации, грохоты, барабанные окомкователи, чашевые окомкователи, смесители барабанные, распределители шихты, дешламаторы, кольцевые шахтные обжиговые машины, питатели, кладчики окатышей, устройства скреперные, охладители агломерата, агломерационные машины и др.
Оборудование для производства кокса: коксовые батареи, коксовыталкиватели, углезагрузочные машины, двересъемные машины, электровозы тушильных вагонов, коксовозные вагоны, грохоты, конвейеры, краны, тягодутьевые машины и др.
Доменное оборудование: скиповые подъемники, оборудование колошникового устройства, машины и механизмы обслуживания леток доменной печи, устройства для обслуживания фурм, трансферкары, вагоны-весы, толкатели тележечные, желоба качающиеся, чугуновозы, краны, клапаны горячего и холодного дутья.
Оборудование для производства стали: стационарные миксеры, дуговые и индукционные сталеплавильные печи, вакуумные дуговые печи, электронно-лучевые печи, печи электрошлакового переплава, кислородные конвертеры, машины для заливки чугуна и завалки скрапа в конвертер, для подачи кислорода и торкрет-массы в конвертер, для транспортировки чугуна, скрапа, стали и шлака, домкратные устройства, машины для футеровки конвертеров, машины для отсечки шлака при выпуске стали из конвертера, для отбора проб и замера параметров плавки, сталеразливочные ковши, оборудование для подачи сыпучих материалов, установки внепечной обработки стали, машины непрерывного литья заготовок (MHJI3), режущие устройства, промежуточные ковши для машин непрерывного литья заготовок, краны разливочные и т.д.
Прокатное оборудование: листовые станы горячей и холодной прокатки, сортовые и проволочные станы, станы для горячей и холодной прокатки труб валками и роликами, трубоэлектросварочные агрегаты, профилегибочные агрегаты, деталепрокатные станы, оборудование для нагрева заготовок перед прокаткой, оборудование для нанесения покрытий, травления, термообработки, резки, правки проката и др.
Кузнечно-прессовое оборудование: ковочные и штамповочные прессы и молоты, гидропрессы для штамповки с обкатыванием, винтовые и гидровинтовые кузнечные машины, прессы усилием до 750 МН, машины импульсного деформирования, прессы для изотермической штамповки и штамповки в условиях сверхпластичности, трубопрофильные прессы, гидравлические прессы для листовой штамповки эластичной средой, прессы для гидростатического прессования порошка, быстроходные прессы для штамповки высоколегированных сталей, никелевых и титановых сплавов, газостаты с давлением рабочей среды до 1000 МПа и температурой до 2200°C, кривошипные горячештамповочные прессы усилием до 160 МН, кривошипные листоштамповочные прессы усилием до 63 МН.
грузоподъемные краны: грузоподъемные машины различных типов и модификаций, мостовые опорные и подвесные, консольные, козловые, полярные, общего назначения и специальные для различных отраслей промышленности, краны башенные, краны портальные, краны-штабелеры, грейферы, краны железнодорожные, гусеничные и пневмоколесные;
Конвейерное оборудование: конвейеры ленточные, пластинчатые, передвижные;
Перегрузочное и усреднительное оборудование: электротележки-толкатели, установки усреднительные, питатели, специальный железнодорожный транспорт и т.д.
Целевым сегментом тяжелого машиностроения являются тяжелые краны грузоподъемностью более 50 тонн, общепромышленные и специальные для машиностроения и металлургии, а также объектов энергетики.
Оборудование для нефтегазового комплекса:
Буровое оборудование: буровые установки для бурения на суше, буровые установки для бурения на шельфе,
Оборудование для нефтегазопереработки: тяжелые металлические сосуды-реакторы гидроочистки, реакторы риформинга, реакторы гидрокрекинга и т.д.
Оборудование для цементной промышленности:
Вращающиеся печи для обжига цементного клинкера, магнезита и других материалов, запчасти к вращающимся печам: обечайки корпуса вращающихся печей, бандажи вварные и плавающие, роликовые опоры, блоки опорные, гидроупоры, венцы зубчатые, редуктора привода печи; холодильники колосниковые, мельницы цементные и запчасти к ним; глиноболтушки.
Показатели выпуска продукции тяжелого машиностроения приведены ниже по видам оборудования в фактических ценах и в ценах 2003 года, в части:
- металлургического оборудования (Табл. 3.1, Рис. 3.1);