Заключено
29 декабря 2010 года, протокол N 11
заседания Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия.
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы
____________________________________________________________________
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Генеральное соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2011-2013 годах и совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих оживлению экономики в посткризисный период, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, проведение социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на ликвидацию негативных последствий мирового экономического кризиса и обеспечение устойчивости экономического развития на основе перехода от индивидуальных мер государственной поддержки организаций к системным мерам, модернизации и повышения конкурентоспособности, стимулирования инновационной активности и инвестиций в человеческий капитал и создания на этой основе условий для самореализации и повышения степени социальной защищенности граждан, новых эффективных рабочих мест, преодоления бедности, повышения благосостояния населения и качества жизни. Стороны принимают на себя следующие обязательства:
1.1. Содействовать возвращению на траекторию устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем:
диверсификации экономики;
содействия модернизации секторов экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;
перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития;
внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;
развития высокотехнологичных и инфраструктурных секторов экономики;
реализации комплекса мер по поддержке приоритетных секторов экономики, включая создание условий для решения проблемы задолженности в реальном секторе экономики, экономики моногородов;
учета интересов Сторон при выработке позиции Российской Федерации в рамках интеграционных процессов по созданию Таможенного союза, Единого экономического пространства, присоединения России к Всемирной торговой организации;
создания условий для совершенствования важнейших рыночных механизмов, включая финансовые институты, повышения эффективности функционирования институтов развития, в том числе особых экономических зон;
развития системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития, в том числе спроса и предложения на рынке труда, а также повышения качества указанного прогнозирования;
защиты и развития конкуренции, проведения эффективного антимонопольного регулирования и снятия административных барьеров;
повышения эффективности государственного управления и бюджетных расходов;
повышения эффективности ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий;
стимулирования энергосбережения, модернизации системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.
1.2. В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям:
анализ возможности реализации дополнительных мер, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной активности организаций, в том числе уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также анализ возможности применения мер поддержки, стимулирующих ввод в эксплуатацию иного промышленного оборудования;
рассмотрение вопроса в части налогообложения доходов физических лиц об уточнении положений о стандартных и социальных налоговых вычетах, направленных на поддержку малоимущих категорий граждан, улучшение демографической ситуации в стране, а также развитие некоммерческого сектора в социально значимых областях;
проведение консультаций по повышению эффективности налогообложения доходов физических лиц в целях достижения оптимальной дифференциации по доходам;
деятельность по улучшению налогового администрирования;
проведение оперативного мониторинга рыночной доли импортных товаров на российских товарных рынках в целях реализации мер, направленных на увеличение производства российских товаров, повышение конкурентоспособных российских товаров и снижение импортозависимости;
обеспечение улучшения условий работы бизнеса при изменении таможенного и иного законодательства Российской Федерации в рамках интеграционных процессов, прежде всего создания Таможенного союза, включая сокращение отсылочных норм в законодательных актах Российской Федерации, прозрачность таможенного законодательства и подзаконных актов, его доступность для участников внешнеэкономической деятельности, единообразное применение таможенного законодательства на всей территории Таможенного союза;
проведение анализа практики применения нормативной правовой базы о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с точки зрения повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также обеспечения сроков и качества при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, являющихся предметом заказа;
проведение мониторинга финансового состояния стратегических организаций для предотвращения их возможного банкротства, включая при необходимости социальную поддержку работников указанных организаций;
расширение мер государственной поддержки малого предпринимательства как базы экономического роста и развития конкуренции, совершенствование законодательной базы, включая обеспечение законных прав работников, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации;
упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к объектам технологической инфраструктуры и недвижимому имуществу;
создание системы стимулирования условий для размещения заказов естественными монополиями и государственными корпорациями у субъектов малого и среднего предпринимательства, внесение изменений в законодательство, создающих условия для привлечения крупными компаниями, выполняющими государственный заказ, в качестве субконтракторов малых и средних предприятий, совершенствование налогообложения в рамках применения специальных налоговых режимов.
Стороны обязуются рассматривать в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) подготавливаемые Правительством Российской Федерации законопроекты, регулирующие вопросы налогообложения и затрагивающие социально-трудовые отношения.
1.3. В целях совершенствования важнейших рыночных механизмов, включая финансовые, и повышения эффективности функционирования институтов развития, в том числе особых экономических зон, Стороны принимают на себя обязательства по содействию:
модернизации системы регулирования на финансовых рынках с целью обеспечения надежности сектора оказания финансовых услуг, повышения привлекательности российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка;
повышения доверия между кредиторами и заемщиками, доступности финансовых услуг и финансовой грамотности населения;
создания условий для формирования в России Международного финансового центра;
создания условий для восстановления кредитования, расширения ресурсной базы российских банков;
преодоления фрагментации регулирования деятельности различных финансовых организаций, исключения пробелов в регулировании, а также повышения роли саморегулируемых организаций;
завершения формирования целостной нормативной правовой базы финансовых рынков, соответствующей мировым стандартам, в том числе принятия базовых законов "О клиринге и клиринговой деятельности", "О биржах и организованных торгах", "О Центральном депозитарии" и др.
1.4. В рамках дальнейшего развития системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Стороны принимают на себя следующие обязательства:
рассмотрение основных параметров среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны;
анализ результатов реализации стратегических документов развития, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и отраслевых стратегий развития;
уточнение среднесрочных стратегических документов социально-экономического развития страны с учетом результатов реализации положений документов и темпов посткризисного восстановления российской экономики;
участие сторон социального партнерства в системе государственного стратегического планирования и контроля;
завершение разработки концепции районирования территории Российской Федерации по условиям хозяйствования;
согласование позиций сторон социального партнерства в процессе разработки и реализации региональной политики Российской Федерации;
обсуждение хода реализации приоритетных национальных проектов и осуществление сторонами социального партнерства контроля за эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на их реализацию;
проведение консультаций по вопросам национальной промышленной политики в Российской Федерации, диверсификации и развития экономики моногородов.
1.5. Стороны принимают на себя обязательства определить и обеспечить реализацию мер, направленных на развитие в посткризисный период конкурентной среды, повышение уровня защиты конкуренции и прав собственности, эффективности антимонопольной политики, ликвидацию административных барьеров, включая:
подготовку предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иные нормативные правовые акты, предусматривающие либерализацию норм антимонопольного законодательства;
разработку системы эффективного регулирования основных социально значимых рынков (агропродовольственный, лекарственных средств, жилищно-коммунальных услуг, розничной торговли и др.) и рынков, имеющих инфраструктурное значение для экономики страны (электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и др.) в рамках выполнения Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы и Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
обеспечение участия в соответствии со стандартным порядком объединений работодателей (предпринимателей) и объединений работников (профсоюзов) в проведении всех видов экспертизы, в том числе в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти;
совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования, в том числе закрепление в законодательстве общего принципа бессрочного действия лицензии и права соискателей лицензии и лицензиатов направлять и получать документы по вопросам лицензирования в электронном виде, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, а также замену лицензирования части видов деятельности саморегулированием и аудитом;
оптимизацию функций контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства, сокращение временных затрат и других издержек, связанных с получением разрешительных документов, повышение прозрачности деятельности органов публичной власти;
анализ практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере экономических преступлений в целях минимизации негативных последствий правонарушений со стороны руководителей или отдельных сотрудников для организации и ее работников, ограничения возможности использовать механизм возбуждения уголовных дел при рейдерских захватах активов.
1.6. В области бюджетной политики Стороны исходят из необходимости формирования бюджетной системы, ориентированной на политику развития, модернизации и формирование новой структуры экономики, потенциала будущего роста, основ инновационно-ориентированной модели развития, крупные вложения в человеческий капитал, повышение сбалансированности всех уровней бюджетной системы. Стороны принимают на себя следующие обязательства:
проведение консультаций по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозным расчетам и оценкам консолидированного бюджета, по основным параметрам проекта федерального бюджета (в соответствии с перечнем показателей согласно приложению N 1) и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в период между внесением их в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;
повышение эффективности приватизационных процедур, в частности, привлечение инвесторов, заинтересованных в развитии приватизируемых организаций;
обсуждение хода преобразований государственных корпораций, работающих в конкурентной среде, в акционерные общества, в том числе в рамках подготовки проектов федеральных законов, направленных на повышение эффективности деятельности государственных корпораций и акционерных обществ, контролируемых государством;
учет при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательств, предусмотренных Соглашением, и предложений Комиссии, требующих финансирования из федерального бюджета;
максимальное обеспечение доступности для граждан России культурных благ и искусств, предусмотренное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе проведение консультаций о необходимости учета расходов на основе коллективных договоров на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу при формировании объемов бюджетных ассигнований, направляемых на обеспечение функций федеральных органов исполнительной власти и на финансовое обеспечение государственного задания, устанавливаемого федеральным государственным учреждениям.
1.7. В сфере ценовой и тарифной политики Стороны принимают на себя следующие обязательства:
проведение консультаций по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также по вопросам, связанным с социальными последствиями проведения реформ в сфере естественных монополий и в жилищно-коммунальном хозяйстве и с осуществлением мер по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения;
рассмотрение вопросов государственного контроля соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также реализация комплекса мер по повышению эффективности рыночных механизмов регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;
проведение консультаций по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки и подготовки предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и отраслей.
1.8. Стороны принимают обязательства реализовать меры по стимулированию энергоэффективности, модернизации системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности, в том числе:
по обеспечению повышения уровня технологической, промышленной безопасности на основе перехода к системе декларирования, независимого технического аудита (предусматривающего механизм финансовой и административной ответственности за результаты аудита) и финансового обеспечения ответственности промышленных организаций;
по переходу на принцип выплаты пострадавшим гражданам адекватных сумм возмещения причиненного вреда за счет средств компаний;
по повышению эффективности надзора в указанной сфере;