4.1. Метод детальной оценки
4.1.1. Метод детальной оценки является наиболее точным. Метод, из-за своей трудоемкости, рекомендуется к применению на особо важных, наиболее опасных объектах, когда возможно собрать подробные данные, необходимую для расчета информацию.
При наличии в составе гидроузла нескольких ГТС расчет вероятного вреда производится для сценария аварии с максимальными масштабами последствий аварии. Для объектов, в состав которых входят несколько ГТС, расчеты вероятного вреда выполняются для каждого сооружения отдельно. При определении максимального вреда учитывается возможное влияние аварии на одном из ГТС объекта на безопасность и функционирование других ГТС.
4.1.2. В зоне возможного негативного воздействия аварии ГТС кроме использования электронных карт проводится экспедиционное обследование. При этом выявляются народно-хозяйственные объекты, транспортные магистрали, инженерные коммуникации и т.п. и определяются их собственники, в т.ч. объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; определяются места проживания, нахождения населения; выявляются зоны различного использования территории и т.п.
4.1.3. Оценка вреда основывается на техническом состоянии ГТС и объектов, могущих попасть в зону затопления на момент выполнения расчетов.
Допускается прогнозная оценка изменения величины вреда на 5-летний период. Такая оценка рекомендуется в том случае если решениями органов власти, органов надзора, проектной и другой документацией установлены конкретные сроки изменения состояния ГТС, объектов в зоне затопления, а вероятность реализации таких изменений (строительство, вывод из эксплуатации, перепрофилирование и т.п.) для организации, рассчитывающей ущерб, очевидна.
4.1.4. Возможный в результате аварии ГТС вред определяется с учетом социального ущерба, в основном характеризующегося количеством пострадавших и степенью вреда их здоровью, а в стоимостной форме - компенсационными затратами, а также реального ущерба, нанесенного материальным объектам в результате аварии ГТС, в т.ч. и ущерба от загрязнения окружающей среды в натуральном и денежном выражении. Каждый из вышеперечисленных ущербов определяется суммированием нескольких составляющих.
4.1.5. Сбор исходных данных, уточнение движения волны прорыва и т.п. следует производить на объекте, в состав которого входит ГТС, в территориальном органе (при необходимости нескольких) исполнительной власти, на основных объектах, попадающих в зону поражения.
4.1.6. Расчеты следует производить с разумным приближением, более точно учитывая составляющие, вносящие максимальный вклад в итоговый результат. При этом следует использовать результаты анализа и оценки безопасности ГТС, например, учитывая вероятность нахождения людей в зоне затопления, объемы разрушения ГТС и т.д.
4.1.7. Необходимо провести оценку воздействия разрушенного ледяного покрова на сооружения в нижнем бьефе в зимний период.
При наличии в период, предшествующий выполнению оценок, факта аварии ГТС необходимо использовать результаты расчетов ущербов собственникам, платы за загрязнение природной среды, сметы ремонтно-восстановительных работ и т.д. Рекомендуется использовать метод аналогий, а для составляющих, вклад которых незначителен, - укрупненные стоимостные показатели. Возможно также вероятные затраты на возмещение имущественного и других ущербов оценивать методом экспертных оценок, с включением в состав экспертов представителя собственника.
4.2. Планшетный метод оценки
4.2.1. При невозможности проведения экспедиционного обследования следует применять метод планшетной оценки.
4.2.2. Исходной информацией для планшетного метода служат электронные карты.
4.2.3. В зоне возможного негативного воздействия аварии ГТС необходимо, по данным применяемой электронной карты, выявить народно-хозяйственные объекты, транспортные магистрали, инженерные коммуникации и т.п., определить количество людей, попадающих в зону аварии ГТС; выявить зоны различного использования территории и т.п.
4.2.4. По топографическим картам местности в масштабе 1:100000, 1:25000 должны быть определены объекты в зоне аварии ГТС. Для количественного расчета реального ущерба рекомендуется использование карт в масштабе 1:10000, 1:5000. Если на тепловой электростанции (гидравлической электростанции), в других учреждениях имеются топографические съемки проектных, изыскательских и др. организаций, то их также целесообразно использовать.
4.2.5. Далее расчет вероятного вреда проводить согласно п.п.4.1.3-4.1.7 настоящей Методики
4.3. Метод укрупненных показателей
4.3.1. Метод базируется на использовании данных о параметрах аварии ГТС и среднестатистических данных макроэкономического состояния территорий, подверженных негативному воздействию этой аварии.
Данный метод можно использовать при отсутствии и невозможности получения электронных карт.
В качестве исходной информации для проведения расчетов метод использует следующие результаты расчета параметров последствий аварии ГТС:
А. Ниже гидроузла:
общая площадь зоны катастрофического затопления с нанесением ее границ на планшеты государственной топографической съемки в масштабах 1:200000 или 1:100000;
по характерным створам (не менее 3, исключая створ гидроузла и конечный створ зоны катастрофического затопления): максимальная глубина затопления, время добегания волны от начала образования прорана; максимальная скорость течения, продолжительность затопления, данные о ледовой обстановке при наличии ледоства;