Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 29 декабря  2003 года N 776

       
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря  2003 года N 508

ПРИКАЗ

     
Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений предприятий топливно-энергетического комплекса

____________________________________________________________________
Утратил силу в связи с изданием
совместного приказа МЧС России и Минэнерго России
 от 15 августа 2013 года N 536/433

____________________________________________________________________

______________________________________________________________
Документ представлен на госрегистрацию
в Министерство юстиции Российской Федерации. -
(Экономика и жизнь, N 38, 2004 год).
______________________________________________________________


В соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876, и Порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденным приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтрансом России и Госгортехнадзором России от 18.05.2002 N 243/150/270/68/89, зарегистрированным в Минюсте России 03.06.2002 N 3493,

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч.2), ст.4979.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 27, стр. 65-69.


приказываем:

1. Утвердить Методику определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений предприятий топливно-энергетического комплекса, согласованную Минэкономразвития России письмом от 14.03.2003 N МЦ-234/23.

2. Возложить на Департамент государственного энергетического надзора Минэнерго России (Михайлова С.А.) совместно с федеральными государственными учреждениями (далее - ФГУ) государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации организацию работы по проверке расчетов вероятного вреда, представляемых организациями топливно-энергетического комплекса России, являющимися владельцами гидротехнических сооружений, и определению величины финансового обеспечения гражданской ответственности этих организаций в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

3. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

контролировать соответствие зоны причинения вреда расчетным параметрам, исходя из значений которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности;

информировать соответствующие ФГУ государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации о случаях существенного изменения расчетных параметров, исходя из значений которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности.

4. Руководителям ФГУ государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:

контроль за параметрами состояния гидротехнических сооружений, исходя из значений которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности;

выдачу предписаний владельцам гидротехнических сооружений о проведении повторных расчетов вероятного вреда, в случаях, когда принятые в расчете параметры и исходные данные претерпели существенные изменения.

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
С.К.Шойгу

Министр энергетики
Российской Федерации
И.Х.Юсуфов

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом
 МЧС России от 29 декабря 2003 года N 776 и
приказом Минэнерго России
от 29 декабря 2003 года N 508

     
Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений предприятий топливно-энергетического комплекса

1. Термины и определения


В Методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений топливно-энергетического комплекса (далее - Методика) используются общепринятые термины и определения в области проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС), обеспечения безопасности ГТС, а также дополнительно по затрагиваемым вопросам следующие термины и определения:

владелец гидротехнического сооружения - собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация;

орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее - орган надзора) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 года N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений";

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794.


финансовое обеспечение ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

вероятный вред - оцененный в рублях максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

авария гидротехнического сооружения - повреждения, разрушения или потеря эксплуатирующим персоналом контроля и управления ГТС вследствие воздействия внешних факторов, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации;

наиболее тяжелая авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, сопровождающаяся причинением наибольшего вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц;

наиболее вероятная авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, характеризующаяся наибольшим значением среднегодового вреда;

социальный ущерб - вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц в соответствии с прогнозной оценкой количества погибших и (или) пострадавших людей в результате аварии гидротехнического сооружения;

убытки, причиненные аварией гидротехнического сооружения - реальный ущерб и упущенная выгода, которые могут понести физические и юридические лица в результате аварии гидротехнического сооружения;

реальный ущерб - стоимостное выражение полной или частичной потери основных и оборотных фондов, готовой продукции предприятий, жилищного и коммунального хозяйств, затрат на поддержание жизнедеятельности в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной аварией гидротехнического сооружения, затрат на восстановление разрушенной инфраструктуры, утраты плодородия почв и испорченной (утраченной) сельхозпродукции, ущерба, причиненного лесному и рыбному хозяйствам, и т.п., а также стоимостное выражение потерь из-за ухудшения свойств земель, загрязнения водных объектов и т.п.;

упущенная выгода - стоимостное выражение убытков, вызванных остановкой производства и неисполнением договорных обязательств физическими и юридическими лицами, пострадавшими от аварии гидротехнического сооружения, которые эти лица получили бы при обычных условиях гражданского оборота;

зона катастрофического затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии и ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку обеспеченностью 5 процентов.

Бьеф (верхний или нижний) - часть водотока, примыкающая к водоподпорному ГТС, соответственно выше (верхний бьеф (далее по тексту ВБ)) или ниже (нижний бьеф (далее по тексту НБ)) его по течению.

В Методике использованы следующие обозначения:

И - общий реальный ущерб;

И - ущерб основным производственным фондам;

И- ущерб оборотным производственным фондам;

И - ущерб готовой продукции предприятий;

И - ущерб элементам транспорта и связи;

И - ущерб жилому фонду и имуществу граждан;

И - расходы на ликвидацию последствий аварии;

И - ущерб сельскохозяйственному производству;

И - ущерб лесному хозяйству;

И - ущерб от потери леса, как сырья;

И - ущерб окружающей среде от затопления лесов;

И - ущерб окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду;

И - ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии водозаборных сооружений;

И - прочие виды реального ущерба.

2. Общие положения

     

2.1. Назначение и условия применения Методики.

2.1.1. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, проводится в целях определения величины финансового обеспечения ответственности владельца ГТС.

Методика предназначена для определения величины вероятного вреда владельцами ГТС в целях определения величины финансового обеспечения ответственности владельцев ГТС при декларировании безопасности ГТС, а также при подаче заявки на включение ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

2.1.2. Методику рекомендуется использовать для ГТС, безопасность которых регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", владельцы которых обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности, величина которого определяется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения":

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2001, N 1 (ч.1), ст.2; N 53 (ч.1), ст.5030; 2002, N 52 (ч.1), ст.5132; 2003, N 2, ст.167.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч.2), ст.4979.


- при составлении декларации безопасности ГТС, а также при подготовке материалов для внесения ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений;

- при планировании аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной аварией ГТС;

- при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий ГТС;

- для определения сумм, необходимых для формирования владельцем ГТС финансовых резервов предназначенных для возмещения вреда, причиненного аварией ГТС.

2.1.3. Методика предназначена для определения максимального размера вреда, возможного при заданном сценарии аварии ГТС.

2.1.4. В Методике, в зависимости от размера объекта, в состав которого входит ГТС, и прогнозируемого сценария аварии и ее последствий используются следующие методы определения вероятного вреда:

- метод детальной оценки, для возможно точной оценки последствий аварий, в том числе при нахождении в зоне затопления особо опасных или ценных объектов, при наличии подробных сведений о ситуации в зоне затопления, полученных в результате обследования конкретных объектов, находящихся в зоне затопления или влияния водохранилища при проведении специальных обследований;

- планшетный метод оценки, при отсутствии данных об условиях в зонах влияния аварий на ГТС, полученных в результате специальных обследований, но при наличии геоинформационных баз данных и данных содержащихся в геоинформационных системах (ГИС);

- метод укрупненных показателей, при отсутствии подробных данных о ситуации в зонах воздействия аварий и достаточных данных, содержащихся в геоинформационных системах и применяющий среднестатистические данные в характеристиках объектов и плотности расселения населения в рассматриваемом регионе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»