Межгосударственный Совет ЕврАзЭС

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2010 года N 60

О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации



Во исполнение Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 22, положений Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств

решил:

1. Утвердить Концепцию создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (прилагается).

2. Комиссии Таможенного союза утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета.

3. Определить уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза:

- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;

- Министерство связи и информации Республики Казахстан;

- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Члены Межгосударственного Совета:

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской  Федерации

     

     

УТВЕРЖДЕНА
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС
(Высшего органа Таможенного союза)
на уровне глав правительств
от 19 ноября 2010 года N 60

     

Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза

1. Введение

1.1. Назначение и структура документа


Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - Система).

Настоящая Концепция учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены).

1.2. Общее содержание документа


Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы.

1.3. Правовые основы Концепции


Концепция разработана на основе Решения Комиссии Таможенного союза от 25 июня 2009 года N 61 "О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли".

     

2. Цели и задачи построения системы

2.1. Цель создания Системы


Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2.2. Задачи Системы


Указанная цель достигается решением следующих задач:

- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;

- создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;

- организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;

- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;

- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;

- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;

- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;

- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;

- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.

3. Краткая характеристика текущего состояния информатизации государств-членов в области внешней и взаимной торговли


В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами - членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

4. Основные требования к Системе


Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

Основные требования к построению Системы:

- Система не должна подменять национальные системы государств-членов;

- Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;

- в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;

- архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;

- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;

- Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;

- Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);

- Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).

5. Архитектура системы


Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис.1).     

Рис 1. Архитектура Системы


Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.

Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.


Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:

- удаленного web-доступа пользователей к централизованным информационным ресурсам;

- web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.

Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.

В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:

- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;

- нормативно-правовая информация Таможенного союза;

- хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.

Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней.

В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям:

- таможенный контроль;

- налоговый контроль;

- фито-санитарный контроль;

- ветеринарный контроль;

- санитарно-карантинный контроль;

- транспортный контроль;

- другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.

Под термином "общие процессы Таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.

Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.

Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.

Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.

6. Сроки и этапы создания системы


Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:

Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ":

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»