РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2009 года N 22
Об Интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли таможенного союза
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств
решил:
1. Одобрить проект Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (прилагается).
2. Главам правительств государств - членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС утвердить Концепцию, указанную в пункте 1 настоящего решения, одновременно с принятием Соглашения о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза.
3. Разрешить Комиссии таможенного союза использовать остатки финансовых средств 2009 года, образовавшиеся на счетах Секретариата Комиссии таможенного союза по состоянию на 1 января 2010 года, по статьям расходов "Арендная плата за пользование имуществом", "Коммунальные услуги" и "Прочие расходы" на финансирование разработки технико-экономического обоснования создания и функционирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза в соответствии со сметой, утвержденной Комиссией таможенного союза, в качестве дополнительного финансирования деятельности Секретариата Комиссии таможенного союза сверх расходов, утвержденных в смете расходов Комиссии таможенного союза на 2010 год.
4. Предусмотреть в проекте сметы расходов Комиссии таможенного союза на 2011 год расходы на финансирование Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза.
Члены Межгосударственного Совета:
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Российской Федерации
Одобрен
решением Межгоссовета ЕврАзЭС
(высшего органа таможенного союза)
на уровне глав государств
от 27 ноября 2009 года N 22
Проект
Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (далее - Система).
Настоящая Концепция учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств - членов таможенного союза (далее - государства-члены).
Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы.
Концепция разрабатывается на основе решения Комиссии таможенного союза от 25 июня 2009 года N 61 "О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли".
Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли таможенного союза;
- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории таможенного союза;
- создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
- организация информационного взаимодействия органов государств-участников для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории таможенного союза;
- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза;
- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами-членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные требования к построению Системы:
- Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
- Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
- в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;
- архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;
- Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;
- Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);
- Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).
Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис.1).
Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.
Рис.1. Архитектура Системы
Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:
- удаленного web-доступа пользователей к централизованным информационным ресурсам;
- web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.
Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.
В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:
- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;
- нормативно-правовая информация таможенного союза;
- хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.
Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней.
В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов таможенного союза" по следующим направлениям:
- таможенный контроль;
- налоговый контроль;
- фитосанитарный контроль;
- ветеринарный контроль;
- санитарно-карантинный контроль;
- транспортный контроль;
- другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.
Под термином "общие процессы таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.
Перечень поддерживаемых Системой общих процессов таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.
Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.
Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.
Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:
Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ":