ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 октября 2010 года N 1926-р

  [Об утверждении Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу]

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу.

2. Федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться положениями Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 2010 года N 1926-р

СТРАТЕГИЯ
развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу

I. Общие положения

Настоящая Стратегия определяет основные направления развития деятельности Российской Федерации в Антарктике.

Антарктика представляет собой обширный район земного шара со специфическим комплексом природных условий, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды Южного океана.

Основные принципы международно-правового режима Антарктики закреплены в Договоре об Антарктике 1959 года (далее - Договор об Антарктике), а также в иных международно-правовых актах, составляющих систему Договора об Антарктике - Протоколе по охране окружающей среды Антарктики к Договору об Антарктике (1991 год) (далее - Протокол по охране окружающей среды), Конвенции о сохранении тюленей Антарктики (1972 год), Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 год). В систему Договора об Антарктике также входят решения, принятые ее руководящим органом - Консультативным совещанием по Договору об Антарктике.

Антарктика обладает огромным ресурсным потенциалом. В частности, запасы водных биологических ресурсов в антарктических водах многократно превосходят их суммарные запасы в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В будущем по совокупности биологические ресурсы Антарктики смогут обеспечить устойчивый долговременный рост добычи (вылова) водных биологических ресурсов для отечественного рыболовства при наращивании добывающих мощностей промыслового флота Российской Федерации.

Россия объективно заинтересована в том, чтобы в Антарктике поддерживались мир и стабильность, сохранялись условия для ведения обширной научной деятельности. Постоянное и активное присутствие России, являющейся одним из государств - участников Договора об Антарктике, в этом регионе способствует обеспечению полноценного участия в решении международных вопросов, связанных с использованием Антарктики.

Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечивается экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции, руководство и контроль за деятельностью которой возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научно-экспедиционными и научно-исследовательскими судами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, а также научно-промысловыми судами Федерального агентства по рыболовству. Российская антарктическая экспедиция проводит в Антарктике комплексные межведомственные исследования по проектам, предусмотренным федеральной целевой программой "Мировой океан" и ведомственными аналитическими и целевыми программами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства по рыболовству, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального космического агентства и Российской академии наук.

Анализ деятельности Российской Федерации в Антарктике показал несоответствие современного состояния и характера развития деятельности России по исследованию и использованию Антарктики внешнеполитическим задачам, стоящим перед Российской Федерацией, основным тенденциям в антарктической деятельности ведущих мировых держав и развитию ситуации в регионе в целом и позволил определить следующие системные проблемы деятельности Российской Федерации в этом регионе:

ограниченность спектра и недостаточное развитие по отношению к мировому уровню комплексных научных исследований Антарктики, приводящие к серьезному отставанию работ, прежде всего в области астрофизики, микробиологии, биохимии;

серьезное отставание в проведении морских научных исследований с целью определения рационального использования водных биологических ресурсов, изучения климатообразующей роли вод и льдов Южного океана, их влияния на глобальные природные процессы и их изменчивость, предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштаба, а также обеспечения безопасности мореплавания;

значительное отставание в осуществлении прогнозной оценки морских промысловых биологических ресурсов вод Антарктики на основе результатов научных исследований, а также результатов деятельности отечественного рыбопромыслового флота в антарктических водах;

физический и моральный износ экспедиционной антарктической инфраструктуры, созданной в основном в 70-80-е годы ХХ века, особенно капитального и временного служебно-жилищного фонда, баз горюче-смазочных материалов, морских, авиационных и наземных гусеничных транспортных средств;

значительное отставание от иностранных государств в техническом оснащении полевых исследований;

недостаточное использование возможностей российских антарктических станций для осуществления научных программ, связанных с исследованиями космического пространства, например установки в Антарктике станций сбора данных измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - система ГЛОНАСС);

несовершенство системы подготовки кадров и недостаточность мер материального стимулирования и морального поощрения участников Российской антарктической экспедиции;

значительные объемы накопленных с 1956 года отходов жизнедеятельности российских (советских) антарктических станций и сезонных полевых баз, нуждающихся в вывозе в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды.

Несмотря на то что в настоящее время Российская Федерация постепенно восстанавливает свои позиции в Антарктике, необходимо системно наращивать ее влиятельное присутствие в этом регионе, соответствующее месту и роли России в международном сообществе.

     

II. Цели Стратегии

Целями настоящей Стратегии являются реализация национальных интересов Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации, а также предотвращение (минимизация последствий) возможных угроз национальным интересам в Антарктике, что будет способствовать:

сохранению Антарктики в качестве зоны мира, стабильности и сотрудничества, предотвращению возможного возникновения очагов международной напряженности и природно-климатических угроз глобального характера;

укреплению экономического потенциала России за счет использования имеющихся водных биологических ресурсов Южного океана, а также комплексного изучения минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики;

повышению международного престижа Российской Федерации, чему будет способствовать проведение масштабных политических, социальных, научных, природоохранных мероприятий, связанных с деятельностью России в Антарктике.

 

III. Приоритетные задачи и мероприятия по развитию деятельности Российской Федерации в Антарктике

Для достижения целей настоящей Стратегии необходимо решить задачи по всестороннему содействию, сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике, развитию комплексных научных исследований в Антарктике, оценке роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях, оценке водных биологических ресурсов Антарктики на основе исследований в отношении прогнозирования состояния их запасов для обеспечения экономически эффективного рыбного промысла, проведения научных геолого-геофизических исследований минеральных и углеводородных ресурсов континентальных районов Антарктиды и омывающих ее морей, обеспечению космической деятельности Российской Федерации в части, касающейся системы ГЛОНАСС, охране окружающей среды Антарктики, модернизации и реорганизации экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в этом регионе.

1. Всестороннее содействие сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике

В соответствии с основными принципами внешней политики Российской Федерации на современном этапе для решения задачи по всестороннему содействию сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике в целях расширения международного сотрудничества необходимо:

обеспечить активное участие Российской Федерации в принятии решений Консультативным совещанием по Договору об Антарктике, работе сессии Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, мероприятиях других органов системы Договора об Антарктике;

проводить работу по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Российской Федерации в Антарктике.

2. Оценка роли и места Антарктики в изучении глобального изменения климата

Одной из главных глобальных проблем современности является прогнозирование изменений климата на планете. Подобные изменения оказывают существенное влияние на различные аспекты жизнедеятельности человечества. Изменение природной среды Антарктики может иметь угрожающие последствия для населения Земли и мировой экономики. Возможность таяния ледникового щита Антарктиды и связанное с этим повышение уровня Мирового океана, расширение "озоновой дыры", повышенная активность солнечно-земных связей и ряд других природных особенностей этого региона определяют широкий круг исследований, которые ведутся в Антарктике различными странами.

Формирование и текущие изменения климатических характеристик определяются естественными (солнечная и вулканическая активность, космо- и гелиогеофизическое влияние) и антропогенными факторами. В Антарктике, где отсутствуют промышленная, сельскохозяйственная, высокоразвитая транспортная деятельность и крупные мегаполисы, фактор человеческого влияния на климат сведен к минимуму. В связи с этим проведение регулярных инструментальных метеорологических, аэрологических, гляциологических, геодезических, океанологических и биологических наблюдений в Антарктике дает возможность без особых искажений получить данные об изменении климатических характеристик под влиянием естественных факторов, которые не находятся под воздействием и управлением человека. Для территории Российской Федерации, значительная часть которой находится в зоне вечной мерзлоты, оценка влияния естественных факторов на климатическую изменчивость актуальна и чрезвычайно важна, так как процессы потепления климата могут оказать существенное негативное влияние на экономику тех российских регионов, которые расположены в зоне влияния вечной мерзлоты.

В ходе реализации настоящей Стратегии необходимо провести в Антарктике мониторинг состояния компонентов природной среды (атмосферы, криосферы, гидросферы, биосферы) и специализированные научные исследования для оценки влияния на эти компоненты глобального изменения климата и выявления обратных связей (влияния природно-климатических изменений в Антарктике на глобальный климат).

     

3. Обеспечение космической деятельности Российской Федерации

Вывод из эксплуатации в начале 90-х годов прошлого века научно-исследовательского флота, используемого для поддержки космической деятельности в удаленных от России районах планеты, и ликвидация отечественных военных баз, обеспечивавших в странах Южного полушария глобальный мониторинг, связь и при необходимости управление космическими полетами отечественных орбитальных аппаратов и систем, привели к существенным проблемам в коррекции эфемерид орбит современных космических аппаратов и активном управлении их полетами. Сложившаяся ситуация требует разрешения в связи с вводом в эксплуатацию системы ГЛОНАСС, поскольку для обеспечения точности определения географических координат воздушными, морскими и наземными объектами в любых районах планеты с помощью этой системы необходимо создание широкой наземной сети контрольных станций с персоналом специалистов или автоматическим применением.

В целях развития системы ГЛОНАСС подтверждена целесообразность создания подобной сети на российских антарктических станциях Беллинсгаузен, Новолазаревская и Мирный.

Для повышения эффективности функционирования системы ГЛОНАСС, проводимых научных навигационных и гидрометеорологических исследований, определения приоритетов в совершенствовании парка навигационного и гидрометеорологического научного оборудования на антарктических станциях планируется установка станций сбора данных измерений дифференциальной коррекции и мониторинга.

Необходимо решить задачу использования существующей отечественной экспедиционной инфраструктуры в Антарктике для наземного обеспечения космической деятельности Российской Федерации.

4. Оценка водных биологических ресурсов Антарктики на основе исследований по прогнозированию состояния их запасов для обеспечения экономически эффективного рыбного промысла

Одним из основных направлений реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р, является создание условий для работы российского рыбопромыслового флота за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации - в районах действия международных конвенций по рыболовству и в иных районах открытого моря.

Среди таких районов особое место занимает зона действия Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 год). Сторонами Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), целью деятельности которой является сохранение морских живых ресурсов, главным образом, некоторых видов рыб и антарктического криля. В 60-80-х годах прошлого века наша страна стала одним из лидеров по добыче водных биологических ресурсов и по сопутствующим биологическим и океанологическим исследованиям в Антарктике.

Однако из-за кризисного состояния российского рыболовного флота в последние годы доля добытых в этом районе водных биологических ресурсов в общем объеме российского рыболовного промысла в районах открытого моря упала с 7,33 процента в 1990 году до 5,39 процента в 2009 году, при том что уровень запасов водных биологических ресурсов в морях Антарктики по-прежнему высок, а их реальный вылов всеми странами значительно меньше биологически допустимого.

Развитие и совершенствование рыбопромысловой деятельности в антарктических водах неразрывно связаны с необходимостью восстановления и расширения прикладных биологических, океанологических и технологических исследований. Во многом это станет возможным в случае переоборудования крупнотоннажного рыбопромыслового судна в научно-исследовательское, а также постройки специализированного судна такого назначения.

Укрепление позиций отечественной рыбной отрасли и необходимых для ее осуществления прикладных научных исследований не только усилит развитие экономического потенциала России, но и будет способствовать активизации российского присутствия в Южном полушарии. Для этого вида деятельности потребуется расширение гидрометеорологического и гидрографического обеспечения, которое традиционно выполняется в рамках программ работ Российской антарктической экспедиции.

     

     

5. Научные геолого-геофизические исследования минеральных и углеводородных ресурсов континентальных районов Антарктиды и антарктических морей

Отечественные геолого-геофизические исследования Антарктики проводятся ежегодно с 1956 года.

Целями исследований и работ в этой области являются изучение фундаментальных закономерностей геологического строения, глубинной структуры и истории формирования земной коры Антарктиды, ее континентальной окраины и прилегающих глубоководных акваторий Южного океана, а также создание информационной базы для оценки и научного прогноза минерально-сырьевого потенциала Антарктики. Пик этих исследований пришелся на 70-80-е годы прошлого века, когда антарктическое сообщество самым серьезным образом рассматривало перспективы практического освоения минеральных ресурсов этого континента. Наша страна в то время занимала одно из лидирующих положений в этом направлении исследований. В Восточной Антарктиде были открыты районы, перспективные для поиска крупных месторождений железной руды и каменного угля, найдены проявления таких твердых полезных ископаемых, как вольфрам, марганец, медь, полиметаллы, титан, редкоземельные металлы, апатит, лазурит, слюда, бор, золото, серебро, алмазы, платина. На континентальном шельфе Антарктиды и примыкающих к нему районах были открыты обширные осадочные бассейны, содержание в которых углеводородного сырья может достичь 70 млрд. тонн топлива.

Однако в соответствии с Протоколом по охране окружающей среды любая деятельность в регионе в отношении минеральных ресурсов, кроме научной, была запрещена.

Поэтому в настоящее время в рамках Российской антарктической экспедиции выполняются только геолого-геофизические исследования, которые позволяют осуществлять необходимые прогнозные оценки минерального и углеводородного потенциала Антарктики.

При этом традиционные геологические методы изучения открытых выходов горных пород и геофизические методы исследований осадочного чехла континента и дна океана могут быть дополнены наиболее эффективными методами глубинного стратиграфического бурения на шельфовых ледниках или припайных льдах антарктических морей.

     

     

6. Развитие комплексных научных исследований в Антарктике

Проведение Российской Федерацией крупномасштабной научно-исследовательской деятельности в Антарктике является необходимым условием для сохранения за Россией статуса Консультативной Стороны Договора об Антарктике и является основанием для участия в подготовке и принятии всех решений, касающихся управления этим регионом и реализации существующего там особого международно-правового режима.

В настоящее время российские комплексные научные исследования в Антарктике выполняются в рамках подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 и реализуемой специалистами научно-исследовательских учреждений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

Отдельные работы в Антарктике со стороны Российской Федерации выполняются в рамках ведомственных аналитических и целевых программ заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

Выполнение комплексных научных исследований проводится с использованием материалов натурных наблюдений и научных экспериментов, полученных участниками Российской антарктической экспедиции, по следующим направлениям:

геолого-геофизические исследования;

изучение глобальных изменений климата;

исследование подледникового озера Восток с участием международной кооперации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»