Действующий

О реализации Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации

2.2. Правовые основы создания сети платных дорог в Российской Федерации


Для установления правовых, экономических и организационных основ создания в России платных автомобильных дорог следует применять следующие важнейшие законодательные и нормативные документы Российской Федерации:

- Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II;

- Земельный кодекс РСФСР;

- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

- Федеральный закон Российской Федерации "Об обороне";

- Федеральный закон Российской Федерации "О мобилизационной подготовке и мобилизации";

- Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";

- Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР";

- Федеральный закон "Об акционерных обществах";

- Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1997 года N 403 "О дорожной реформе";

- Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 года N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования".

На принятие решений о создании платных дорог и их последующее функционирование оказывают значительное влияние следующие особенности действующего законодательства:

- автомобильные дороги и имущество, необходимое для их функционирования, передано органам государственного управления автомобильными дорогами на праве оперативного управления, поэтому эти органы не вправе как-либо распоряжаться имуществом без согласия Министерства государственного имущества Российской Федерации и территориальных органов управления государственным имуществом;

- органы государственного управления автомобильными дорогами распоряжаются землями полосы отвода автомобильных дорог на основе права бессрочного (постоянного) пользования, поэтому в соответствии со ст.52 Земельного кодекса РСФСР не могут совершать такие операции с земельными участками, как, например, передача их в аренду;

- гражданским законодательством не предусмотрено заключение концессионных договоров, которые являются наиболее распространенной организационно-правовой формой при создании платных дорог в зарубежных странах.

Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации возможности органов. государственного управления автомобильными дорогами общего пользования инициировать и участвовать в создании платных автомобильных дорог, контролировать их функционирование с учетом интересов пользователей практически не определены, несмотря на то, что именно эти органы несут ответственность за дорожное обслуживание народного хозяйства и граждан России.

Для решения проблемы необходимо принятие ряда законодательных и нормативно-правовых актов.

Основной правовой проблемой, которую необходимо решить для начала организации платных автомобильных дорог, является вопрос о наделении органов государственного управления автомобильными дорогами общего пользования необходимыми полномочиями, которые позволяли бы им эффективно влиять на соблюдение интересов государства и пользователей платных дорожных объектов. Для решения стоящей проблемы необходимо принятие постановления Правительства Российской Федерации.

Кроме того, необходима подготовка и принятие законодательных актов, которые должны содержать нормы как гражданского, так и земельного законодательства, учитывающие особенности платных дорог (о концессионном договоре, о предоставление земельных участков в пользование для строительства платных дорог и др.). Следует закрепить нормативно-правовыми актами следующие положения:

- о полномочиях Федеральной дорожной службы России в процессе принятия решений о создании платных дорог и сроках функционирования автомобильных дорог как платных объектов;

- об условиях передачи для эксплуатации на платной основе существующих дорог при кардинальном улучшении их транспортно-эксплуатационного состояния и обязательном наличии альтернативного проезда;

- о месте платных автомобильных дорог в системе мобилизационной подготовки дорожного хозяйства страны и их функционировании в период мобилизации и в военное время;

- о мерах по стимулированию инвесторов при строительстве, реконструкции и эксплуатации платных дорог, в т.ч. безвозмездное предоставление земель в пользование, предоставления инвесторам налоговых каникул до момента ввода платной автомобильной дороги в эксплуатацию на платной основе и т.д.;

- о процедуре установления и пересмотра размеров платы за проезд;

- о порядке распоряжения средствами, полученными от эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов на платной основе;

- о предоставлении гарантий потенциальным инвесторам за счет средств Бюджета развития.