ПРИКАЗ
от 14 апреля 2010 года N 93
(с изменениями на 12 августа 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 144 (Российская газета, N 206, 07.09.2012);
приказом Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 47 (Российская газета, N 74, 02.04.2014);
приказом Минтранса России от 16 сентября 2014 года N 251 (Российская газета, N 272, 28.11.2014);
приказом Минтранса России от 15 января 2016 года N 7 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.02.2016, N 0001201602240003);
приказом Минтранса России от 27 июня 2016 года N 176 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2016, N 0001201607260006);
приказом Минтранса России от 18 октября 2016 года N 294 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2016, N 0001201611110005);
приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 299 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.11.2020, N 0001202011200071).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467 (пункт 40).
Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2025 года.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 63 Плана мероприятий, направленных на реализацию государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 641-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст.2373),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала.
2. Не применять на территории Российской Федерации Положение о профессиональной подготовке специалистов службы движения гражданской авиации, утвержденное заместителем Министра гражданской авиации И.Ф.Васиным 12 июня 1986 года N 3.21-239.
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 30 дней со дня официального опубликования.
Министр
И.Е.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 августа 2010 года,
регистрационный N 18264
(с изменениями на 12 августа 2020 года)
1. Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала (далее - Порядок), разработан в соответствии с пунктом 63 Плана мероприятий, направленных на реализацию государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 641-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст.2373).
2. Настоящий Порядок устанавливает требования к функционированию непрерывной системы подготовки, профессиональной переподготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала.
3. Профессиональная переподготовка, стажировка, периодическое повышение квалификации и допуск к работе персонала обслуживания воздушного движения (далее - ОВД), планирования воздушного движения и/или планирования использования воздушного пространства (далее - ПВД/ПИВП) организуются работодателем.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 144. - См. предыдущую редакцию)
4. Свидетельство диспетчера управления воздушного движения (далее - диспетчер УВД) выдается при соответствии кандидата требованиям Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2009 года N 216 (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 года, регистрационный N 15996).
5. Подготовка диспетчеров УВД проводится по очной форме получения образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования гражданской авиации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2016 года приказом Минтранса России от 27 июня 2016 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
Профессиональная переподготовка специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, для выполнения нового вида профессиональной деятельности в установленной сфере проводится в рамках дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования гражданской авиации или в авиационном учебном центре (далее - АУЦ).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 144; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2016 года приказом Минтранса России от 27 июня 2016 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
6. На профессиональную переподготовку направляются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Лица, направляемые на профессиональную переподготовку, должны иметь соответствующее направление на обучение. Направление выдается работодателем после прохождения собеседования.
7. Профессиональная переподготовка осуществляется по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, техники и технологии, для выполнения нового вида профессиональной деятельности "Диспетчер УВД".
8. Профессиональная переподготовка диспетчеров УВД должна обеспечить приобретение необходимых знаний в следующих областях:
основы воздушного законодательства Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД);
принципы, использование и ограничения оборудования, применяемого при обслуживании воздушного движения;
аэродинамика и летно-технические характеристики воздушных судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;
применение и понимание метеорологической информации, возникновение и характеристики опасных явлений погоды, измерение метеоэлементов;
основные положения аэронавигации, принципы, ограничения и точность навигационных систем и визуальных средств;
теория и практика обслуживания (управления) воздушного движения, виды обслуживания (управления) воздушного движения, общие правила радиообмена и типовой фразеологии;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 144. - См. предыдущую редакцию)
практические методы обеспечения безопасности полетов при обслуживании (управлении) воздушного движения, авиационные происшествия, авиационные инциденты, связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения;
английский язык (для кандидатов, предполагающих осуществлять функциональные обязанности с применением английского языка).
Конкретные наименования предметов в указанных областях определяются программой подготовки.
9. На курсы диспетчеров посадочного радиолокатора направляются диспетчеры УВД, проработавшие не менее одного года на одном из диспетчерских пунктов: стартового диспетчерского пункта, диспетчерского пункта круга, диспетчерского пункта подхода, командного диспетчерского пункта, командного диспетчерского пункта местных воздушных линий.
10. Профессиональная переподготовка персонала ПВД/ПИВП в соответствии с перечнем должностей авиационного персонала Российской Федерации проводится в образовательных учреждениях в рамках дополнительного профессионального образования. На профессиональную переподготовку персонала для групп обеспечения планирования воздушного движения органов ОВД аэропортов направляются лица, имеющие образование не ниже среднего профессионального, а на профессиональную переподготовку персонала для главного, зональных и районных центров Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование в области авиации. Лица, направляемые на профессиональную переподготовку, должны иметь соответствующее направление на обучение. Направление выдается работодателем после проведения собеседования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 144; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2016 года приказом Минтранса России от 27 июня 2016 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
11. К стажировке допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование в области управления воздушным движением, а также лица, прошедшие курсы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида деятельности "Диспетчер УВД", имеющие соответствующие документы об образовании.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 47; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2016 года приказом Минтранса России от 27 июня 2016 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
После окончания стажировки работодатель готовит на указанных лиц представления в соответствующую квалификационную комиссию для прохождения проверки уровня подготовки для получения свидетельства диспетчера УВД, квалификационной отметки третьего класса классной квалификации и первоначального допуска к УВД.
12. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяется диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. На каждого диспетчера-стажера ведется дневник, программа и план стажировки. Объем стажировки определяется приложением к настоящему Порядку.
13. Все изменения, происходящие в период стажировки, оформляются новым приказом работодателя.
14. Стажировка проводится под руководством и постоянным контролем диспетчера-инструктора с целью подготовки стажера для получения допуска к работе на конкретном диспетчерском пункте в течение установленного периода времени.
15. Стажировка состоит из предварительной и практической подготовки.
16. Предварительная подготовка включает в себя:
изучение организационной структуры центра ОВД;
изучение структуры воздушного пространства;
ознакомление с общим технологическим процессом диспетчерского обслуживания (управления) воздушного движения на диспетчерских пунктах;
изучение инструкции по производству полетов (аэронавигационного паспорта аэродрома) в районе аэродрома (в аэроузле, воздушной зоне) и иных документов, регламентирующих работу конкретного диспетчерского пункта;
ознакомление со справочным материалом, используемым на конкретном диспетчерском пункте;
изучение порядка и особенностей взаимодействия со смежными диспетчерскими пунктами, органами контроля и координации полетов;
ознакомление с метеорологическим обеспечением диспетчерского пункта;
ознакомление с радиотехническими системами обеспечения полетов при управлении воздушным движением;
ознакомление с наземными средствами связи;
изучение диспетчерского пункта (оборудование и его эксплуатация) и особенностей ОВД;
изучение технологии работы диспетчера УВД конкретного диспетчерского пункта и практического применения правил и фразеологии радиообмена.
17. Предварительная подготовка проводится под руководством закрепленного диспетчера-инструктора и завершается проверкой знаний стажера и принятием решения о его готовности к началу практической подготовки.
Если стажер не приобрел необходимого минимального уровня знаний для перехода к практической подготовке, ему назначается дополнительное время для подготовки с последующей повторной проверкой знаний. Повторная проверка знаний стажера проводится вышестоящим должностным лицом в присутствии диспетчера-инструктора.
18. Практическая подготовка проводится на диспетчерском тренажере и рабочем месте в соответствии с утвержденным планом и включает в себя демонстрацию обслуживания воздушного движения диспетчером-инструктором, работу стажера в качестве диспетчера УВД под контролем диспетчера-инструктора, ознакомление с работой смежных диспетчерских пунктов, разбор характерных ошибок, а также выполнение тренировочных упражнений на диспетчерском тренажере под контролем диспетчера-инструктора тренажера.
19. После окончания стажировки проводится теоретическая и практическая проверка стажера к самостоятельной работе на рабочем месте и диспетчерском тренажере путем оценки полученных теоретических знаний и практических навыков.
Проверка теоретических знаний проводится по дисциплинам, определенным пунктом 36 настоящего Порядка. При последующих допусках к работе в рамках имеющейся квалификационной отметки, полученной в данном подразделении, проводится только практическая проверка специалиста.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2016 года приказом Минтранса России от 27 июня 2016 года N 176. - См. предыдущую редакцию)
Проверка и оценка практических навыков проводится в соответствии с пунктами 44 и 60 настоящего Порядка.
20. Стажировка для получения допуска к работе может быть увеличена работодателем по времени вдвое, если:
по заключению соответствующего диспетчера-инструктора стажер не готов к проверкам на диспетчерском тренажере и (или) рабочем месте диспетчера УВД;
стажер во время проверки на диспетчерском тренажере и (или) рабочем месте диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному обслуживанию воздушного движения;
по заключению соответствующего диспетчера-инструктора (диспетчера-инструктора тренажера) стажер не готов к самостоятельному обслуживанию воздушного движения на английском языке, если диспетчер УВД получает допуск к обслуживанию воздушного движения на английском языке.
21. Стажировка для получения допуска к работе диспетчером УВД прекращается, если:
стажер не овладел минимальным уровнем теоретических знаний для перехода к практической подготовке несмотря на выделенное для этой цели дополнительное время;
стажер во время проверки на диспетчерском тренажере и/или рабочем месте диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному обслуживанию воздушного движения после того, как закончил второй период стажировки;