ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2009 года N 181/1249-5
О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 11 октября 2009 года
(с изменениями на 14 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением ЦИК России от 28 апреля 2011 года N 8/52-6;
постановлением ЦИК России от 14 ноября 2012 года N 149/1118-6.
____________________________________________________________________
11 октября 2009 года состоялся единый день голосования в 76 субъектах Российской Федерации (включая Республику Башкортостан, где выборы проводились 4 октября). Проводилось 6780 голосований, в том числе 86 - в Республике Башкортостан, 178 местных референдумов и голосований по преобразованию муниципальных образований и изменению их границ.
Проводились выборы: депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в трех субъектах Российской Федерации (Республика Марий Эл, Тульская область, город Москва) с замещением 135 мандатов; в 58 субъектах Российской Федерации проводились выборы глав местного самоуправления, в том числе в трех субъектах Российской Федерации избирались главы административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации: в Чеченской Республике (город Грозный), Астраханской области (город Астрахань) и Сахалинской области (город Южно-Сахалинск); в 69 субъектах Российской Федерации проводились выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, в том числе в 10 субъектах Российской Федерации - депутатов представительных органов административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации (городов Магаса, Йошкар-Олы, Грозного, Архангельска, Благовещенска, Иркутска, Кургана, Южно-Сахалинска, Нарьян-Мара, Салехарда) с замещением 250 мандатов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов, в том числе при рассмотрении поступающих к ним обращений о нарушении законодательства о выборах.
При этом в силу пункта 10 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 названного Федерального закона.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ходе подготовки и проведения выборов было получено и рассмотрено 453 обращения. Наибольшее их количество содержало требования об отмене решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации кандидатов, списков кандидатов (121 обращение), обжаловались действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц (120 обращений), указывалось на нарушение участниками избирательного процесса установленного законом порядка проведения предвыборной агитации (50 обращений). Количество полностью или частично подтвердившихся жалоб составило 46.
Подавляющее количество обращений участников избирательного процесса поступило из Московской области - 163, - из которых подтвердилось 9. Из города Москвы - 43 обращения, подтвердилось - 3; из Волгоградской области - 34, подтвердилось - 5; из Ленинградской области -30, подтвердилось - 8, из Астраханской области - 25, подтвердилось - 5, из Краснодарского края - 25, подтвердившихся не имеется. В остальных регионах, где проходили выборы, количество обращений варьировалось от 0 до 15.
В порядке пункта 10 статьи 21 и пунктов 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Рабочей группой ЦИК России по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, рассмотрено четырнадцать жалоб, из них двенадцать жалоб - с последующим рассмотрением на заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и принятием постановлений, а две жалобы не рассматривались по существу, поскольку одна была отозвана, а по второй пропущен срок для обжалования.
В ходе подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти Республики Марий Эл, Тульской области и города Москвы избирательными комиссиями указанных субъектов Российской Федерации в общей сложности было рассмотрено 291 обращение.
В полной мере оправдало себя предварительное рассмотрение обращений рабочими группами, создание и деятельность которых предусматривается регламентами комиссий, региональными законами об избирательных комиссиях, а также положениями о рабочих группах, утвержденными комиссиями. При этом подтверждена эффективность практики создания в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации в период избирательных кампаний двух рабочих групп: по предварительному рассмотрению жалоб на незаконные решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и по информационным спорам.
Вместе с тем не всегда избирательные комиссии осуществляли свою деятельность в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах. Несмотря на то что все оспоренные в ЦИК России решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации были оставлены без изменения, а жалобы заявителей - без удовлетворения, в ряде случаев отмечались недостатки в работе комиссий различного уровня.
Так, при рассмотрении жалоб ЦИК России отметила недостаточную подготовку членов избирательной комиссии муниципального образования город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа и территориальной избирательной комиссии Истринского района Московской области, допустивших нарушение установленной законом процедуры проверки подписей избирателей и оформления документов по итогам проверки, и подчеркнула необходимость обратить особое внимание на усиление работы по повышению квалификации членов избирательных комиссий.
Кроме того, при рассмотрении избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации жалоб на решения территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов необходимо учесть, что из пункта 13 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что решение избирательной комиссией вопроса об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов оформляется исключительно в виде ее решения или постановления.
Таким образом, по итогам рассмотрения указанных жалоб нельзя ограничиваться только направлением ответа заявителю, что было допущено в ряде случаев Избирательной комиссией Московской области, а надлежит принимать соответствующие коллегиальные решения.
Анализ поступивших обращений по результатам выборов показал, что участники избирательного процесса в ряде случаев выражают несогласие с результатами выборов депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1_1, 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" результаты выборов могут быть отменены только в судебном порядке. Из этого следует, что все указанные в обращениях факты с точки зрения их влияния на результаты выборов должны получить исключительно судебную оценку.
Следует также отметить, что одной из причин, повлекших возникновение ряда спорных ситуаций в ходе прошедших избирательных кампаний, явились недостатки организации проведения голосования и подсчета голосов, выразившиеся в том числе в нарушении процедуры подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями, удалении наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса из помещения для голосования, что было отмечено в ряде случаев в г.Москве. Допущенные нарушения не носили массового и системного характера, а также не привели к искажению волеизъявления избирателей, однако они требуют детального анализа со стороны избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и принятия ими исчерпывающих мер к предотвращению возможных нарушений при проведении выборов 14 марта 2010 года.
Таким образом, следует констатировать, что выборы 11 октября 2009 года в целом проведены с соблюдением избирательного законодательства. По всем обращениям Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации была проведена проверка, и указанные в обращениях факты получили должную оценку. Поступившие обращения в подавляющем своем большинстве не привели к признанию избирательными комиссиями итогов голосования недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Обязать избирательные комиссии субъектов Российской Федерации:
до 10 декабря 2009 года проанализировать работу с обращениями, поступившими в ходе прошедших 11 октября 2009 года выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, обратив особое внимание на причины выявленных нарушений при проведении голосования и определении его итогов, и о результатах проинформировать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
провести обучение членов избирательных комиссий всех уровней по вопросам деятельности избирательных комиссий, связанных с: учетом избирателей и составлением списков избирателей; регистрацией кандидатов, списков кандидатов; информационным обеспечением участников избирательного процесса; определением итогов голосования и результатов выборов; работой с открепительными удостоверениями; организацией голосования вне помещения для голосования, а также с взаимодействием с участниками избирательного процесса, которые вправе присутствовать в участковых избирательных комиссиях при определении итогов голосования;
разработать и реализовать исчерпывающие меры по совершенствованию правовой квалификации членов избирательных комиссий всех уровней и предотвращению нарушений избирательного законодательства и прав участников избирательного процесса;
2. Обратить внимание избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на необходимость систематической работы по размещению в своих официальных изданиях и на сайтах в сети Интернет сведений о поступивших в избирательные комиссии обращениях (жалобах и заявлениях), о заявленных и подтвержденных нарушениях избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.
3. Обеспечить представление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации сведений о рассмотрении обращений о нарушениях избирательного законодательства на основных этапах подготовки и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборов в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации в единые дни голосования по прилагаемым формам, указанным в приложениях 1-7.
4. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации провести мероприятия по организации прямых трансляций в сети Интернет своих заседаний, а также заседаний окружных и территориальных избирательных комиссий, на которых рассматриваются обращения и жалобы участников избирательного процесса, с учетом соответствующих материально-технических возможностей.
5. Привлекать представителей политических партий к участию в работе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по подготовке правовых актов, связанных с проведением соответствующих выборов.
6. Поручить Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обобщить итоги деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по анализу работы с обращениями, указанными в пункте 1 настоящего постановления, и результаты представить членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
7. Поручить Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совместно с Аппаратом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации до 1 июля 2013 года разработать и реализовать комплекс мер по автоматизированному контролю за работой избирательных комиссий всех уровней с обращениями, поступающими в ходе подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением ЦИК России от 14 ноября 2012 года N 149/1118-6. - См. предыдущую редакцию)
8. Возложить контроль за исполнением настоящего постановления на заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С.В.Вавилова.
9. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Сведения о поступивших в избирательные комиссии обращениях (жалобах и заявлениях) о нарушениях избирательного законодательства при подготовке и проведении выборов
(наименование субъекта Российской Федерации) | По состоянию на | 20 | года | |||
(наименование избирательной кампании) |
Уро- | Все- | Существо обращения | ||||||||||||||||||||||||||
нь | о | о | о нарушениях прав | о | о | по | о | о | о | об | ||||||||||||||||||
тель | ях в | ни- | при | в ходе | в | по- | по- | купа | свя- | по- | реше- | ниях | ||||||||||||||||
ний | би- | ка | во- | ро- | ве- | поль- | ва- | (без- | ного | |||||||||||||||||||
в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | в | из | |||
ИКС | ||||||||||||||||||||||||||||
ИКМО | ||||||||||||||||||||||||||||
_______________ Если обращение касается нескольких нарушений, необходимо указать основное нарушение или нарушение, которое в процессе проверки подтвердилось. | ||||||||||||||||||||||||||||
Для муниципальных выборов в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации (отдельно данные по выборам главы муниципального образования и депутатов представительного органа муниципального образования). |
Сведения о поступивших в день голосования в избирательные комиссии обращениях (жалобах и заявлениях) о нарушениях избирательного законодательства в процессе голосования и подведения итогов голосования
_______________
Информация из данного приложения повторяется в соответствующих графах таблицы 1.
(наименование субъекта Российской Федерации) | По состоянию на | 20 | года | |||
(наименование избирательной кампании) |
Уро- | Всего | Существо обращения | ||||||||||||||
ве- | о включении | о нарушениях | о нарушениях | о нарушениях | о проведении | о нарушениях | об иных | |||||||||
в | из | всего | из них | всего | из них | всего | из них | всего | из них | всего | из них | всего | из них | всего | из них | |
ИКС | ||||||||||||||||
ИКМО | ||||||||||||||||
_______________ Если обращение касается нескольких нарушений, необходимо указать основное нарушение или нарушение, которое в процессе проверки подтвердилось. | ||||||||||||||||
Для муниципальных выборов в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации (отдельно данные по выборам главы муниципального образования и депутатов представительного органа муниципального образования). |