РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 ноября 2009 года N 1767-р
[О внесении изменений в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры]
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года N 664-р
____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 43, ст. 5264).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
ИЗМЕНЕНИЕ,
которое вносится в методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры
Раздел "Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства" изложить в следующей редакции:
"МЕТОДИКА
определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства
Методика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры на основании социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (далее - нормативы).
Нормативы носят рекомендательный характер. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять порядок их применения с учетом имеющихся материальных, финансовых ресурсов и региональных особенностей.
Нормативы на гг. Москву и Санкт-Петербург не распространяются.
1. Государственные и муниципальные библиотеки
Библиотечное обслуживание субъектов Российской Федерации
В каждом субъекте Российской Федерации за счет его бюджета рекомендуется содержать по 1 библиотеке следующих типов (по профилю обслуживания):
универсальная научная библиотека;
детская библиотека;
юношеская библиотека;
специализированная библиотека для инвалидов по зрению.
Функции центральных государственных библиотек субъекта Российской Федерации определены в пункте 2 статьи 20 Федерального закона "О библиотечном деле" и включают в себя обязанность формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь муниципальным и межпоселенческим библиотекам. Следует подчеркнуть, что формирование центральными государственными библиотеками субъекта Российской Федерации универсальных по составу книжных фондов исключает установление стандартных нормативов приобретения ими текущих изданий и других видов документов. Комплектование фондов центральных библиотек регионов определяется на основе исторически сложившихся культурных традиций, а также мониторинга информационных потребностей населения.
Рекомендованные Правительством Российской Федерации нормативы допускают создание объединенных библиотек для детей и юношества.
В организации работы специализированных библиотек для инвалидов по зрению следует предусматривать расширение зоны их деятельности, а именно открытие филиалов в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных и реабилитационных учреждениях. Территориальное размещение филиалов и библиотечных пунктов должно зависеть от местных условий и рассредоточенности инвалидов по зрению.
Библиотечное обслуживание муниципальных районов
Главным в определении нормативов обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района является создание условий для сохранения кооперированных объединений библиотек, предоставляющих жителям всей территории набор услуг на базе единых информационных ресурсов. Такие объединения - централизованные библиотечные системы работают в нашей стране с 1980-х годов.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" районные централизованные библиотечные системы или объединения иных видов могут создаваться при условии заключения соглашений между главами администраций муниципальных районов и муниципальных поселений о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания с предоставлением соответствующих субвенций.
Для минимальной обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района предусмотрено создание библиотек 3 типов:
межпоселенческая библиотека;
детская библиотека;
юношеская библиотека.
Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки.
Центральная районная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечение сводного каталога, а также оказывать методическую помощь.
Центральная районная библиотека по своим функциям становится правопреемницей централизованной библиотечной системы и может возглавлять библиотеки городских и сельских поселений.
Методическая помощь, оказываемая центральной районной библиотекой, должна распространяться не только на библиотеки городских поселений, получившие статус филиалов, но и на библиотеки сельских поселений, ставшие самостоятельными или вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров).
Детские и юношеские библиотеки могут создаваться как самостоятельные учреждения, как объединенные библиотеки для детей и юношества с 2 отделами по соответствующим возрастным категориям пользователей либо как отделы (детский, юношеский) или 1 отдел (для детей и юношества) центральной районной библиотеки.
Библиотечное обслуживание городских поселений (городских округов)
Количество общедоступных муниципальных библиотек в городских поселениях (городских округах) зависит от общей численности населения, в том числе от численности детей и юношества. Минимальное количество библиотек в городских поселениях и городских округах определяется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 | |||
Категория населенного | Количество библиотек, единиц | ||
пункта | общедоступных универсальных | детских | юношеских |
1. Городское поселение (городской округ) с численностью населения до 50 тыс. человек | 1 на населенный пункт | 1 на населенный пункт | - |
2. Городское поселение (городской округ) с численностью населения 50 тыс. человек и более | 1 на 10 тыс. жителей (с учетом пешеходной доступности библиотеки) | 1 на 5,5 тыс. детей дошкольного и школьного возраста | 1 на 17 тыс. жителей в возрасте от 15 до |
В целях эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и жителей в возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки для детей и юношества.
Минимально необходимое количество библиотек в городском поселении (городском округе) определяется по следующей формуле:
БС = Н : Нн,
где:
БС - библиотечная сеть;
Н - численность населения;
Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.
За сетевую единицу количества библиотек принимаются:
самостоятельные библиотеки - общедоступные универсальные, организующие специализированное обслуживание детей, юношества, инвалидов по зрению и других категорий населения;
универсальные центральные библиотеки;
межмуниципальные и межпоселенческие библиотеки, имеющие филиалы;
библиотеки-филиалы;
поселенческие библиотеки (бывшие филиалы централизованной библиотечной системы), получившие статус отделов межпоселенческой библиотеки и библиотеки поселений (также бывшие филиалы централизованной библиотечной системы), вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеют право определять минимальное количество библиотек в зависимости от исторически сложившейся ситуации и местных особенностей.
Библиотечное обслуживание сельских поселений
Общим требованием к организации библиотечной системы в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 500 человек). В этих целях необходимо предусматривать кроме стационарных библиотек нестационарное библиотечное обслуживание (передвижные библиотеки библиобусы, библиокатера и др.), а также пункты выдачи книг и библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и другие носители информации по запросам населения с помощью местных средств транспорта.
Определение форм библиотечного обслуживания сельских поселений и минимальных норм создания стационарных библиотек осуществляется в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 | |
Категория населенного пункта | Вид библиотеки |
1. Населенный пункт, с численностью населения до 500 человек, находящийся на расстоянии до 5 км от административного центра поселения | библиотечный пункт (отдел нестационарного обслуживания) поселенческой библиотеки, передвижная библиотека |
2. Населенный пункт, с численностью населения до 500 человек, находящийся на расстоянии более 5 км от административного центра поселения | филиал поселенческой библиотеки |
3. Населенный пункт, с численностью населения более 500 человек, находящийся на расстоянии до 5 км от административного центра поселения | филиал поселенческой библиотеки |
4. Населенный пункт, с численностью населения более 500 человек, находящийся на расстоянии более 5 км от административного центра поселения | общедоступная поселенческая библиотека |
5. Населенный пункт, являющийся административным центром сельских поселений, с численностью населения до 500 человек | общедоступная поселенческая библиотека |
6. Населенный пункт, являющийся административным центром сельских поселений, с численностью населения от 500 до 1000 человек | общедоступная поселенческая |
7. Населенный пункт, являющийся административным центром сельских поселений, с численностью населения более 1000 человек | общедоступная поселенческая библиотека (на каждую тысячу населения) и детская библиотека (на каждую тысячу детского населения) |
Методика определения нормативной потребности объема библиотечного фонда и его пополнения
Объем приобретения печатных изданий, изданий на электронных носителях информации, а также аудиовизуальных документов для создаваемой или существующей библиотеки рассчитывается в соответствии со следующими нормативами книгообеспеченности, установленными Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки, принятым Российской библиотечной ассоциацией:
в городах - от 5 до 7 экземпляров на 1 жителя;
в сельских поселениях - от 7 до 9 экземпляров на 1 жителя.
При этом центральная библиотека города (района), обслуживающая население всей территории города (района), должна располагать увеличенным объемом фонда из расчета дополнительно от 0,5 до 2 экземпляров на 1 жителя.
Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в библиотеке определяется по следующей формуле:
Фб = К х Н,
где:
Фб - фонд библиотеки;
К - книгообеспеченность на душу населения;
Н - численность населения.
Годовой объем пополнения библиотечного фонда текущими изданиями и материалами должен составлять не менее 250 экземпляров на 1 тыс. жителей.
Объем фондов детских и юношеских библиотек определяется по указанной формуле, где Н - численность населения детского и юношеского возрастов.
В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания детской библиотеки) литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 процентов общего объема фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, в том числе обучающие и развлекательные программы и игры.
Пополнение фонда специализированной библиотеки для инвалидов по зрению должно составлять не менее 12 процентов имеющейся литературы.
Для библиотечных пунктов (отделов нестационарного обслуживания) и передвижных библиотек пополнение, обновление и книгообмен должны составлять 100 процентов их фонда.