Российский рынок контейнерных перевозок является динамичным и активно развивающимся (за последние четыре года он рос в среднем на 20% в год) (рис.1).*
_______________
* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Несмотря на это в суммарном внешнеэкономическом грузопотоке России доля грузов, перевозимых в контейнерах, остается незначительной - чуть более 2%.
Другой характерной особенностью российского рынка контейнерных перевозок являются незначительные объемы транзитных перевозок, которые осуществляются только железнодорожным транспортом (3% рынка, или 154,8 тыс. ДФЭ) (рис.2*), из них:
_______________
* Рисунок в журнале "РЖД-Партнер-ДОКУМЕНТЫ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
- более 56% - это связи Казахстана и стран дальнего зарубежья;
- 16% - это связи Узбекистана и стран дальнего зарубежья;
- 8% - это связи между странами СНГ;
- 4% - это связи между странами дальнего зарубежья, в первую очередь Монголии и стран Европы.
Таким образом, спрос на российский экспорт транспортных услуг на мировом рынке контейнерных перевозок существует главным образом только в тех сегментах, в которых такая схема доставки является единственной.
Железнодорожные перевозки крупнотоннажных контейнеров по итогам 2008 года составили около 2,5 млн. ДФЭ (+15,8% к 2007 году, табл.1), или 45% всего российского рынка перевозок крупнотоннажных контейнеров. При этом среднегодовые темпы прироста железнодорожных контейнерных перевозок за последние четыре года были ниже среднерыночных практически вдвое (+12,9% в год), что привело к сокращению доли железнодорожного транспорта на 10 п.п. по сравнению с 2005 годом. Это обусловлено недостаточно высокой динамикой внутренних перевозок крупнотоннажных контейнеров (+5% в год) при динамичном росте международных железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров в среднем на 22% в год.