(в части регулирования секьюритизации финансовых активов)"
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" (далее - законопроект) предусмотрена пунктом 24 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р.
Основной идеей и целью законопроекта является создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала. Задачей законопроекта является создание эффективного правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг.
Под секьюритизацией в законопроекте понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.
Для обеспечения правовых условий процесса секьюритизации законопроектом вносятся изменения в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
1. Изменения, вносимые законопроектом в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основная модель секьюритизации финансовых активов предполагает, что исполнение обязательств по выпускаемым ценным бумагам обеспечивается залогом прав требований, которые непосредственно и являются объектом секьюритизации. В то же время российское законодательство о залоге прав носит фрагментарный, а в некоторых вопросах противоречивый характер, что увеличивает риски инвесторов при использовании данного вида имущества в качестве предмета залога при выпуске ценных бумаг.
Решение данной проблемы предполагается путем принятия отдельного законодательного акта, устанавливающего особенности обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада). В связи с этим, статья 334 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации дополняется законопроектом новым пунктом 2_1, которым предусмотрена возможность установления законом особенностей залога движимого имущества, обеспечивающего исполнение по отдельным видам обязательств.
2. Изменения, вносимые законопроектом в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменения, вносимые в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, направлены на совершенствование правого регулирования сделок, совершаемых в рамках заключения договора финансирования под уступку денежного требования. Внесение соответствующих поправок в контексте секьюритизации обусловлено необходимостью гарантировать инвесторам, приобретающим ценные бумаги, обеспеченные правами требования, действительность продажи указанных прав требований.
Так, внесение в статью 824 Гражданского кодекса Российской Федерации указания на возможность применения предусмотренных главой 43 Гражданского кодекса Российской Федерации положений об уступке к иным сделкам, в случаях, установленных федеральным законом, имеет целью обеспечить применение к сделкам уступки, совершаемым для целей секьюритизации финансовых активов, более современного и отвечающего потребностям хозяйственной практики правового режима.
Практика осуществления соответствующих операций на развитых рынках показывает, что процесс секьюритизации, как правило, затрагивает сотни, а зачастую и тысячи, прав требований, уступаемых специализированному финансовому обществу в обмен на финансирование. Заключение договора, регламентирующего уступку права требования по каждому из уступаемых прав, является нецелесообразным. Однако российское законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос о возможности уступки прав (требований) по нескольким обязательствам в рамках одного договора. Для устранения неопределенности в отношении возможности уступки прав (требований) оптом (по группе обязательств), уступки прав по денежным обязательствам в части, уступки прав (требований) по обязательствам, которые возникнут в будущем, вносятся изменения в статью 826 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменение законопроектом редакции статьи 827 Гражданского кодекса Российской Федерации при распространении указанных норм на сделки, совершаемые для целей секьюритизации, практически устраняет риск признания таких сделок недействительными по мотиву несоответствия их закону.
Положения, касающиеся порядка и последствий направления должнику уведомления об уступке (статья 830 Гражданского кодекса Российской Федерации), направлены на уточнение правового положения должника и более четкого разрешения вопроса о том, в каких случаях следует считать, что должник исполнил обязательство, права по которому уступлены, надлежаще. Эти изменения обеспечивают защиту как должника, так и финансового агента.
Особенно существенными и необходимыми являются изменения, обеспечивающие защиту прав финансового агента не только в отношении клиента, но и в отношении третьих лиц, которым может быть произведено исполнение.
Вносимые законопроектом изменения в статью 831 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на определение того, чьи права на полученное от должника имеют приоритет в отношениях между финансовым агентом и клиентом, и в отношениях между финансовым агентом и третьими лицами, претендующими на "ценность" уступленного права (кредиторы в банкротстве, кредиторы клиента, по требованиям которых обращается взыскание на его имущество и т.д.).
Для целей охвата не только ситуаций, связанных с платежом в узком смысле этого слова, в предлагаемой редакции норма будет распространяться и на иное имущество, передаваемое в погашение долга. Такое дополнение позволяет закрепить преимущественное право финансового агента как на само право требования, являющееся предметом сделки, так и на полученное во исполнение обязательства имущество, и создать более эффективную и надежную обеспечительную конструкцию залога (обеспечительной уступки).
Изменения, вносимые в статью 832 Гражданского кодекса Российской Федерации, отражают необходимость более четкого закрепления принципа защиты должника в отношениях, возникающих в связи с уступкой прав (требований) финансовому агенту, согласно которому положение должника максимально не должно затрагиваться при передаче требований. Одновременно, для обеспечения защиты интересов финансового агента и снижения риска предоставления денежных средств (финансирования) под требования, против которых должником будут выдвинуты возражения, вытекающие из его отношений с клиентом, предлагается закрепить возможность предварительного отказа должника от возражений.
Изменения, вносимые в статью 833 Гражданского кодекса Российской Федерации, вызваны необходимостью устранения положения, при котором должник при уступке прав финансовому агенту при определенных ситуациях приобретает право требовать возврата сумм, полученных финансовым агентом, если последний не исполнил или недобросовестно исполнил свои обязательства перед клиентом. Так, закрепленный в действующей редакции пункта 2 статьи 833 Гражданского кодекса Российской Федерации подход нарушает принцип неизменности правового положения должника при уступке, предоставляя ему указанные выше права, ставя его в более выгодную ситуацию по сравнению с той, которая имела бы место при отсутствии уступки.
В часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации также вносятся изменения, позволяющие банку открыть клиенту номинальный банковский счет для проведения операций с денежными средствами, не являющимися собственными денежными средствами клиента (владельца счета). Введение данного института позволит минимизировать риски при использовании услуг платежного агента, заключающихся в получении денежных средств от должников по обязательствам, права требования по которым секьюритизированы, и выплате доходов владельцам ценных бумаг, выпущенных в ходе секьюритизации.
Следует отметить, что изменения, вносимые законопроектом в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, вводят механизмы снижения риска смешения активов при секьюритизации, т.е. риска того, что поступления по секьюритизируемым правам (требованиям) могут быть смешаны с другими активами лица, осуществившего секьюритизацию или оказывающего услуги в ходе секьюритизации, в том числе связанные с обслуживанием соответствующих активов.
3. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об акционерных обществах".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об акционерных обществах", устраняют в отношении вновь создаваемого для целей секьюритизации специализированного финансового общества действующие ограничения в отношении осуществления акционерным обществом эмиссии облигаций. Так, исключаются требование о запрете размещать облигации без обеспечения ранее третьего года существования специализированного финансового общества, а также требование, ограничивающее объем эмиссии облигаций размером уставного капитала общества либо величиной обеспечения, предоставленного ему в этих целях третьими лицами.
Указанными изменениями устраняются препятствия для выпуска корпоративных облигаций специализированным финансовым обществом.
4. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", позволяют иными федеральными законами устанавливать особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации специализированных финансовых обществ, создаваемых в форме обществ с ограниченной ответственностью.
5. Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".
Изменениями, вносимыми в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", вводится правовое регулирование процесса секьюритизации финансовых активов посредством эмиссии облигаций.