Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2009 года N 717

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

(с изменениями на 11 марта 2011 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года N 153 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 21.03.2011).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления.

3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года N 153. - См. предыдущую редакцию.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 сентября 2009 года N 717

НОРМЫ
отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее - граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее - нормы отвода земель):

а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, - согласно приложениям N 1-7;

б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, - согласно приложениям N 8-14.

2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:

а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;

б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;

в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;

г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;

д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.

3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.

4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.

5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.

6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.

7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.

8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.

9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.

10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.

11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:

земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;

двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.

Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1-14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.

12. В приложениях N 1-7 к настоящим нормам в норме отвода земель:

а) состоящей из 3 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;

б) состоящей из 2 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.

13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1-7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.

14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1-14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.

При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:

для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:

форма кювета - трапецеидальная;

ширина дна кювета - 0,4 метра;

глубина кювета - 0,5 метра;

заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;

для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:

форма кювета - трапецеидальная;

ширина дна кювета - 0,4 метра;

глубина кювета - 1,2 метра от бровки земляного полотна;

заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.

При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1-14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.

15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.

16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:

Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г.Женеве 15 ноября 1975 года;

Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г.Бангкоке 18 ноября 2003 года;

Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г.Москве 11 сентября 1998 года.

Приложение N 1
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
 и (или) объектов дорожного сервиса

     
НОРМЫ
отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с 8-полосным движением, располагаемых на насыпях

     (метров)

Высота
насыпи

На равнинной местности
с поперечными уклонами
от 0 до 9 процентов

На пересеченной местности
с поперечными уклонами свыше 9 процентов

с заложением откосов
земляного
полотна постоянной крутизны

с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны

с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны

с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны

1:4

1:2

1:1,5; 1:1,75

1:1,75; 1:2

1:4

1:2

1:1,5; 1:1,75

1:1,75; 1:2

1

80/67/86

-

-

-

116/147

-

-

-

1.5

80/71/98

-

-

-

120/151

-

-

-

2

80/66/110

-

-

-

124/155

-

-

-

3

80/74

-

-

-

132

-

-

-

4

-

80/66

-

-

-

88

-

-

5

-

80/70

-

-

-

89

-

-

6

-

80/74

-

-

-

94

-

-

7

-

-

80/71

80/75

-

-

92

97

8

-

-

80/75

80/79

-

-

-

-

9

-

-

80/78

83

-

-

-

-

10

-

-

82

87

-

-

-

-

11

-

-

85

91

-

-

-

-

12

-

-

89

95

-

-

-

-