ПРИКАЗ
от 8 мая 2009 года N 98
Об утверждении рекомендаций "Об обеспечении информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФОМС от 30 декабря 2011 года N 260
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ представлен на госрегистрацию
в Министерство юстиции Российской Федерации.
____________________________________________________________________
В целях реализации Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", совершенствования деятельности территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций в части обеспечения информированности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, о правах при оказании медицинской помощи
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации "Об обеспечении информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС" (далее - Рекомендации).
2. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования использовать совместно со страховыми медицинскими организациями прилагаемые Рекомендации в работе по организации информированности граждан при осуществлении обязательного медицинского страхования.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Председатель
А.В.Юрин
Рекомендации "Об обеспечении информированности населения о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС"
1. Рекомендации "Об обеспечении информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях ОМС" (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российский Федерации, 1993, N 33, ст.1318) (далее - Основы), Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, N 27, ст.920; 1993, N 17, ст.602; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 10, ст.1108; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 52 (ч.I ст.5037; 2006, N 31 (ч.I, ст.3436; 2007, N 1 (ч.1), ст.21) (далее - Закон), Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч.I, ст.3448), Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч.I, ст.3451), иными нормативными правовыми документами с целью оказания методической помощи субъектам и участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности граждан о правах при получении медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
2. В целях обеспечения информированности граждан о правах при оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы территориальных фондов ОМС:
- Работа с обращениями граждан;
- Работа со средствами массовой информации;
- Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.);
- Размещение информации о правах пациентов в медицинских организациях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС;
- Использование информационно-телекоммуникационных сетей.
3. Работа с обращениями граждан.
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях (далее - СМО), проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации)" ("Российская газета", N 95, 05.05.2006, "Собрание законодательства Российской Федерации", 08.05.2006, N 19, ст.2060, "Парламентская газета", N 70-71, 11.05.2006).
До сведения застрахованного населения доводятся адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В территориальных фондах ОМС определяются часы приема населения руководителями этих организаций.
В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи могут периодически организовываться мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" совместно с представителями органов управления здравоохранением, встречи с населением с последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
4. Работа со средствами массовой информации (далее - СМИ).
Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:
- размещение публикаций по правам граждан в системе ОМС в печатных и электронных средствах массовой информации;
- комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям граждан;
- публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной практике;
- публикации номеров телефонов "горячей телефонной линии" и расписания приема граждан в территориальных фондах ОМС;
- размещение публикаций в территориальных бесплатных (рекламно-информационных) газетах в целях обеспечения доступности информации для социально-незащищенных групп граждан.
5. Выпуск наглядных материалов.
Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.).
Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав граждан в области охраны здоровья.
6. Размещение информации.
Информация о правах граждан в области охраны здоровья размещается в медицинских организациях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС в доступных для населения местах (приложения 1, 2 к Рекомендациям).
7. Мероприятия по созданию и поддержанию интернет-ресурсов территориальных фондов ОМС.
Для организации работы по информированию граждан целесообразно размещение следующей информации на общедоступных страницах Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС:
- общей нормативно-справочной информации о деятельности системы ОМС;
- нормативных правовых, информационных документов по конкретному субъекту Российской Федерации;
- контактной информации, в том числе телефонов "горячей телефонной линии".
8. Для облегчения взаимодействия пользователей информационного ресурса рекомендуется:
- организация разделов по защите прав граждан, в том числе для размещения отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных и судебной практике;
- организация "горячей линии" с использованием веб-сервисов (он-лайн сообщений, сообщений по электронной почте);
- группировка информации предназначенной или затрагивающей:
- страховые медицинские организации;
застрахованных;
- страхователей;
- медицинские организации (далее - МО).
9. В целях обеспечения диалога заинтересованных сторон рекомендуется:
- организация форумов с участием в них представителей территориальных фондов ОМС;
- публикация ответов на вопросы, заданные на форуме;
- использование оповещений (через подписные механизмы) заинтересованных лиц;
- организация механизма обратной связи с пользователями Интернет-сайта.
10. Для повышения информированности граждан рекомендуется:
- организация и обновление новостной ленты Интернет-сайта;
- публикация выступлений и комментариев врачей, юристов, экономистов, в том числе по конкретным обращениям граждан;
- публикация печатных материалов в электронном виде, в т.ч. различных справочников (СМО медицинских организаций).
11. Для развития и поддержания Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС рекомендуется:
- размещение ссылок на ресурсы, содержащие полезную информацию о правах граждан в области охраны здоровья;
- мониторинг обращений пользователей к интересующий информации с помощью статистики посещений страниц сайта;
- периодическая корректировка и изменение структуры Интернет-сайта с целью облегчения поиска информации, в зависимости от востребованности ресурсов;
- добавление информации и поддержание информации в актуальном виде;
- развитие взаимодействия со СМИ, представленными в сети Интернет;
- размещение информации (в том числе контактной) на специализированных Интернет-сайтах.
12. СМО рекомендуется обеспечивать размещение информационных материалов в общедоступных для граждан местах (приложение 1 к Рекомендациям):
- в местах, отведенных в СМО для приема граждан;
- в пунктах выдачи страховых медицинских полисов ОМС;
- в медицинских организациях, находящихся со СМО в договорных отношениях.
13. В СМО размещаются, а также вручаются персонально гражданам (их представителям) информационные и тематические материалы, соответствующие требованиям достоверности, доступности, наглядности, полноты.
14. В местах размещения информационных материалов могут быть представлены материалы об иных, кроме ОМС, видах медицинского страхования. Рекомендуемое количество и общая площадь носителей, используемых в СМО для размещения таких материалов, не превышает количества и общей площади носителей, используемых для размещения информационных материалов.
15. При обеспечении тематическими материалами, разработанными и утвержденными органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, СМО рекомендуется обеспечивать их размещение (плакаты), а также выдачу (буклеты, листовки и т.д.) персонально гражданам (их представителям).
16. Рекомендуется осуществлять выдачу персонально гражданам (их представителям) тематических материалов при:
- выдаче, замене страхового медицинского полиса;
- обращении граждан в подразделения СМО (офис, консультационная служба пункта выдачи полисов, кабинет страхового представителя) для получения консультации, рассмотрения жалобы;
- проведении СМО информационно-разъяснительных мероприятий (встреч) с гражданами, представителями страхователей.
17. В СМО может осуществляться выдача персонально гражданам (их представителям) материалов социального характера, использование которых согласовано органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, а также социальной защиты и социального страхования.
18. В СМО, организующих службу представителей страховых медицинских организаций (далее - представители СМО) по осуществлению в медицинских организациях, работающих в системе ОМС, работы по защите прав и законных интересов застрахованных граждан, представители СМО могут принимать участие в подготовке и размещении информационных материалов по защите прав застрахованных, а также обеспечивают получающих в медицинских организациях медицинскую помощь граждан информационно-разъяснительными материалами по вопросам их прав.
19. Рекомендуется информацию о правах пациента, предусмотренных Основами, а также о правах застрахованного в соответствии с Законом, предоставлять в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах (приложение 2 к Рекомендациям).
20. В целях реализации поставленной задачи территориальными фондами ОМС совместно с СМО могут организовываться совещания, семинары, проводится плановая учеба, в том числе, совместно с Федеральным фондом ОМС, позволяющие медицинским работникам, в том числе руководителям медицинских организаций, получить информацию о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан, ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи и правах граждан при ее получении.
Информационные материалы, рекомендуемые для размещения в СМО