Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и др.), а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 683. - См. предыдущую редакцию)
С целью уточнения сейсмической опасности территории Российской Федерации Российской академией наук в 1991-1997 годах были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97) с использованием усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности.
Как показали результаты общего сейсмического районирования, сейсмическая опасность на территории Российской Федерации оказалась более значительной, чем это представлялось прежде. В соответствии с новыми картами сейсмическая опасность на территории многих субъектов Российской Федерации была уточнена и оказалась выше на 1-2 и даже 3 балла, то есть уровень сейсмического риска на этих территориях значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.
Вместе с тем застройка данных районов много лет велась без учета такого уровня сейсмической активности. Здания и сооружения, построенные до уточнения величины сейсмической опасности, имеют значительный дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате землетрясений может привести к огромным людским и материальным потерям.
Значительная часть территории Российской Федерации (около 25 процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации с населением около 20 млн. человек, находится в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически неопасными, либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности сейсмических воздействий, в том числе землетрясение мощностью 9 баллов на Алтае в 2003 году, серия землетрясений мощностью 10 баллов в Корякском автономном округе в 2006 году, на Средних Курилах в 2006 и 2007 годах, на Сахалине в 2007 году, в Республике Тыва, Республике Хакасия и Республике Алтай - 27 декабря 2011 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 683. - См. предыдущую редакцию)
По данным Российской академии наук, нарастает угроза возникновения сильнейшего землетрясения в Курило-Камчатской зоне. Согласно результатам долгосрочного сейсмического прогноза наиболее опасными территориями являются район г.Петропавловска-Камчатского и север Курильских островов.
По экспертным оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы (в некоторых регионах этот показатель составляет от 60 до 90 процентов).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.
В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1, и федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 555, реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 683. - См. предыдущую редакцию)
Системы сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное прогнозирование землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако сложность данного природного явления не позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны (далее - новые сейсмостойкие объекты), осуществляют мероприятия по сейсмическому районированию территорий, обследование жилых домов и объектов инфраструктуры, а также выполнение региональных и муниципальных целевых программ. Вместе с тем указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными ресурсами.
В период 2002-2006 годов осуществлялась реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 690, однако ее потенциал не был реализован в полной мере. Общий объем финансирования указанной программы был определен в размере 28783,9 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3535,1 млн.рублей (12,3 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - бюджеты субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн.рублей (33,4 процента), внебюджетных источников - 15634,9 млн.рублей (54,3 процента). При этом объем недофинансирования программы за 2002-2006 годы составил 9100 млн.рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств внебюджетных источников - 5400 млн.рублей (34,5 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации - 3300 млн.рублей (34,3 процента), федерального бюджета - 517 млн.рублей (14,6 процента).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 683. - См. предыдущую редакцию)
В ходе реализации федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) средства федерального бюджета направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное финансирование сейсмоусиления жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры не проводилось.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 683. - См. предыдущую редакцию)
Всего в рамках федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) были проведены работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и здравоохранения в 8 регионах Российской Федерации. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было направлено на уточнение сейсмической опасности территории некоторых субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Алтай и Алтайского края, и на разработку конкретных технических решений по способам сейсмоусиления строительных конструкций указанных объектов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 683. - См. предыдущую редакцию)
Недостаточная результативность указанной программы была обусловлена следующими причинами:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 683. - См. предыдущую редакцию)
нечеткость целей программы;
фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий программы;
недостаточность ресурсов для достижения целей программы.
В связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р ее реализация была завершена.