Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2001 года N 690


О федеральной целевой программе
"Сейсмобезопасность территории России"
(2002-2010 годы)

(с изменениями на 11 ноября 2006 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
в связи с завершением реализации федеральной целевой программы
"Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы)
с 1 января 2007 года на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы).

____________________________________________________________________

С 1 января 2007 года завершена реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы), утвержденной настоящим постановлением - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.

____________________________________________________________________     


Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер выделяемых ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться мероприятия Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, предусматривать при подготовке проектов соответствующих бюджетов выделение средств на осуществление таких мероприятий.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 сентября 2001 года N 690

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ"
(2002-2010 годы)

(с изменениями на 11 ноября 2006 года)

____________________________________________________________________

С 1 января 2007 года завершена реализация настоящей федеральной целевой программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.

____________________________________________________________________     


ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Сейсмобезопасность территории
России" (2002-2010 годы)

                            
  Наименование Программы    

                                             
-  федеральная   целевая       программа     
   "Сейсмобезопасность        территории     
   России" (2002-2010 годы)                  

                            
  Основание для разработки  
  Программы                 

                                             
-  распоряжение Правительства Российской     
   Федерации от 26 марта 2001 года N 424-р

                            
  Государственный заказчик  
  Программы                 

                                             
-  Государственный  комитет   Российской     
   Федерации    по    строительству    и     
   жилищно-коммунальному комплексу           

                            
  Основной разработчик      
  Программы                 

                                             
-  Государственный  комитет   Российской     
   Федерации    по    строительству    и     
   жилищно-коммунальному комплексу           

                            
  Цели и задачи Программы   
































































                                             
-  целями    Программы          являются     
   максимальное  повышение  сейсмической     
   безопасности    населения,   снижение     
   социального,          экономического,     
   экологического  риска  в  сейсмически     
   опасных районах Российской Федерации,     
   уменьшение  ущерба  от разрушительных     
   землетрясений   путем   усиления    и     
   реконструкции            существующих     
   сооружений,   а   также    подготовки     
   городов,  других  населенных пунктов,     
   транспортных,  энергетических и  иных     
   объектов   и  магистралей  к  сильным     
   землетрясениям.                           
   Основными     задачами      Программы     
   являются:                                 
   осуществление    мероприятий       по     
   сейсмоусилению наиболее ответственных     
   и    несейсмостойких   сооружений   и     
   разработка                необходимых     
   градостроительных мероприятий с целью     
   максимального снижения  сейсмического     
   риска, начиная с наиболее сейсмически     
   опасных районов;                          
   проведение     обследования         и     
   паспортизации зданий и  сооружений  в     
   сейсмоопасных районах;                    
   создание      и              развитие     
   научно-методической  базы  в  области     
   оценки     сейсмической     опасности     
   территорий   путем   развития  общего     
   сейсмического          районирования,     
   сейсмического      микрорайонирования     
   территорий    городов    и     других     
   населенных пунктов, уточнения моделей     
   сейсмических воздействий на здания  и     
   сооружения;                               
   формирование нормативной   базы   для     
   осуществления  работы  по обеспечению     
   сейсмической надежности строящихся  и     
   эксплуатируемых жилых,  общественных,     
   промышленных зданий,  энергетических,     
   транспортных сооружений;                  
   создание научно-методической базы для     
   осуществления     деятельности     по     
   снижению   сейсмической    уязвимости     
   существующих  сооружений и населенных     
   пунктов;                                  
   разработка инновационных   технологий     
   сейсмоизоляции   и    новых    систем     
   сейсмозащиты зданий и сооружений,  их     
   оснований и фундаментов;                  
   создание экспериментальной  базы  для     
   исследования новых эффективных систем     
   сейсмической    защиты    сооружений,     
   мониторинга зданий  и  сооружений  во     
   время сильных землетрясений;              
   развитие   системы    информационного     
   обеспечения  управления  сейсмическим     
   риском   и   смягчением   последствий     
   сильных землетрясений;                    
   совершенствование системы  подготовки     
   специалистов       по      управлению     
   сейсмическим  риском   и   подготовки     
   населения  и  городов  к сейсмическим     
   бедствиям                                 

                            
  Сроки и этапы реализации  
  Программы                 

                                             
-  2002-2010 годы, в том числе:              
   I этап - 2002-2005 годы;                  
   II этап - 2006-2010 годы                  

                            
  Основные программные      
  мероприятия               


                                             
-  усиление  недостаточно  сейсмостойких     
   сооружений в сейсмоопасных районах;       
   создание     и             реализация     
   научно-методической  и  правовой базы     
   Программы                                 

                            
  Объем и источники         
  финансирования Программы  








                                             
-  общий объем финансирования  Программы     
   составляет 28783,9 млн. рублей, в том     
   числе за  счет  средств  федерального     
   бюджета - 3535,1 млн. рублей (включая     
   капитальные  вложения  -  3443,1 млн.     
   рублей   и   научно-исследовательские     
   и опытно-конструкторские работы -  92     
   млн. рублей)  и   за   счет  бюджетов     
   субъектов  Российской   Федерации   и     
   внебюджетных   источников  -  25248,7     
   млн. рублей                               

                            
  Ожидаемые конечные        
  результаты реализации     
  Программы                 





















                                             
-  уточнение характеристик  сейсмической     
   опасности  и  сейсмического риска для     
   наиболее   опасных   в   сейсмическом     
   отношении     территорий,     включая     
   уточнение   риска    от    вторичного     
   воздействия природного и техногенного     
   характера;                                
   усиление существующих несейсмостойких     
   сооружений;                               
   разработка нормативной  правовой базы     
   в       области       проектирования,     
   строительства,  усиления  конструкций     
   зданий и сооружений;                      
   формирование экономических механизмов     
   повышения     уровня     сейсмической     
   безопасности   населения  и  снижения     
   сейсмического риска;                      
   развитие системы      информационного     
   обеспечения  управления  сейсмическим     
   риском;                                   
   развитие     системы       подготовки     
   специалистов  и населения к действиям     
   в условиях сильного землетрясения;        
   снижение    затрат    на   ликвидацию     
   последствий землетрясений                 

                            
  Управление реализацией и  
  контроль за исполнением   
  Программы                 






                                             
-  организация управления и контроль  за     
   исполнением  Программы возлагаются на     
   Государственный  комитет   Российской     
   Федерации    по    строительству    и     
   жилищно-коммунальному комплексу.          
   Информация о      ходе     выполнения     
   Программы и об использовании  средств     
   федерального   и   местных   бюджетов     
   представляются    исполнителями     в     
   установленном порядке.                    



1. Введение

Федеральная целевая программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 года N 424-р.

Целями Программы являются повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического и экологического риска в сейсмически опасных районах России, снижение ущерба от разрушительных землетрясений.

Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:

обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;

формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;

внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;

совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

При разработке Программы учитывались результаты выполнения федеральных целевых программ "Сейсмобезопасность Республики Бурятия на 1999-2000 годы и на период до 2010 года", комплексной программы работ по обеспечению сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской области на 1995-1999 годы "Сейсмозащита", продленной до 2005 года, а также программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".

     

     

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:

более 50 процентов территории России подвержены влиянию землетрясений, вызывающих катастрофический или серьезный ущерб;

напряженность в обеспечении населения жильем с соответствующей инфраструктурой особенно велика на сейсмоопасных территориях - Камчатке, Сахалине, в Бурятии, Прибайкалье и особенно на Северном Кавказе, где сильные землетрясения, как правило, вызывали не только миллиардные ущербы, ранения и гибель людей, но и социальные потрясения;

катастрофические землетрясения ведут к нищете, болезням, безработице, ставят под угрозу социальные программы, реализуемые в стране;

на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации страны (транспорт, газовые и нефтяные магистрали), находятся гидростанции, атомные электростанции и другие объекты, разрушение которых ведет к экологической деградации территорий и гибели людей;

за все годы истории СССР и Российской Федерации в стране не были реализованы общегосударственные программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки миллионов человек на сейсмоопасных территориях живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2-3 балла. В стране нет системы страхования от последствий землетрясений.

В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска.

Вместе с тем существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по уточнению региональной сейсмичности, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию с целью использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Российской Федерации.

Детальное сейсмическое районирование имеет своей задачей выявление или уточнение сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в которых представляют опасность для конкретных объектов (городов, населенных пунктов, крупных промышленных и энергетических объектов и т.д.). Такие карты для крупных территорий разрабатываются редко, поскольку эти работы в полном объеме требуют больших затрат и длительного времени. Значительно чаще выполняется объектное детальное сейсмическое районирование или уточнение исходной сейсмичности для конкретных объектов. В настоящее время эти важные виды работ по оценке сейсмической опасности имеют слабую нормативно-методическую базу.

Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Карты сейсмического микрорайонирования служат основой для оценки сейсмической опасности строительной площадки и должны содержать всю необходимую информацию для проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Существующая нормативно-методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении.

Поскольку значительная часть территории Российской Федерации характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по регионам Российской Федерации.

Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.

В ряде субъектов Российской Федерации, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.

Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.

Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.

Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.

Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно-технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.

     

     

3. Цели и основные задачи Программы

Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям.

Основными задачами Программы являются:

1) осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;

2) проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;

3) создание и развитие научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;

4) формирование нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;

5) разработка научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;

6) разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;

7) создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений;

8) развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;

9) совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.

4. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Предусмотрено, что Программа будет реализована в течение 9 лет в 2 этапа.

На первом этапе (2002-2005 годы) в наиболее сейсмоопасных регионах предусматриваются проведение обследований и паспортизация таких объектов, как школы, больницы, гидросооружения и т. д., а также будут усилены сооружения, имеющие наибольший дефицит сейсмостойкости, наиболее важные в социальном отношении и с точки зрения ликвидации последствий землетрясений. Предусматривается осуществить мероприятия, которые дадут результаты в ближайшей перспективе. Будет систематизирована и получит дальнейшее развитие нормативно-техническая и правовая база, воссоздана и обновлена экспериментальная основа исследований по сейсмостойкости сооружений. Будут разработаны методические, экономические и организационные основы и механизмы для реализации программных мероприятий в полном объеме.

На втором этапе (2006-2010 годы) планируются полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, массовая паспортизация объектов и усиление зданий и сооружений. При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач.

     

     

5. Система программных мероприятий

  

Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных регионах

В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных регионах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территориях субъектов Российской Федерации представлены в таблице.