Недействующий

     

Председатель
Российского профсоюза
работников культуры
Г.П.Парошин
23.01.2009

Руководитель
Федерального агентства по
печати и массовым коммуникациям
М.В.Сеславинский

23.01.2009

Зарегистрировано в Роструде
13 марта 2009 года
регистрационный N 118/09-11


ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций между Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским профсоюзом работников культуры на 2009-2011 годы

(с изменениями на 27 декабря 2010 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
См. Отраслевое соглашение по организациям печати, телерадиовещания и
 средств массовых коммуникаций между Федеральным агентством по печати
 и массовым коммуникациям и Российским профсоюзом работников культуры
 на 2012-2014 годы от 7 декабря 2011 года

____________________________________________________________________     

     

1. Общие положения


Настоящее отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено в целях обеспечения защиты социальных и экономических прав работников и регулирования вопросов занятости, социально-трудовых отношений, охраны труда и социальных гарантий.

Соглашение является правовым актом, обеспечивающим согласование интересов работников и работодателей. Обязательства Соглашения реализуются в коллективных и трудовых договорах. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (статья 45 абз.8 Трудового кодекса Российской Федерации).

1.1. Сторонами Соглашения являются:

- работники организаций печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в лице их представителя - Российского профсоюза работников культуры;

- работодатели в лице их представителя - Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее - Роспечать), представляющего организации, находящиеся в ведении Роспечати.

1.2. Стороны Соглашения обязуются сотрудничать на паритетных началах при решении социально-экономических отраслевых проблем по защите социально-трудовых прав работников.

Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, соблюдать и выполнять определенные Соглашением обязательства и договоренности.

1.3. Действие Соглашения распространяется:

на работодателей организаций и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, которые уполномочили соответствующих представителей сторон разработать и заключить его от их имени;

на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.

1.4. В период действия Соглашения стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения конфликтов с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения - забастовок.

1.5. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить изменения и дополнения в него на основе взаимной договоренности.

1.6. Соглашение заключено на 2009-2011 годы и действует со дня его подписания по 31 декабря 2011 года включительно.

1.7. В случае реорганизации сторон Соглашения их права и обязанности по настоящему Соглашению переходят к правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения, но не более срока действия настоящего Соглашения

2. Оплата труда


Стороны Соглашения считают необходимым осуществлять меры по совершенствованию организации труда, заработной платы, повышению квалификации и содействию занятости работников отрасли.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

2.1. Система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, включающая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

2.1.1 Система оплаты труда работников федеральных организаций (учреждений) устанавливается с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации) и мнения соответствующих профсоюзов и объединений работодателей.

Оплата труда работников бюджетных учреждений, находящихся в ведении администраций субъектов Российской Федерации, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2.1.2. Заработная плата работников (персонала) федеральных бюджетных учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

2.1.3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений устанавливаются руководителем организации (учреждения) на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

2.1.4. Должностной оклад руководителя федерального бюджетного учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций (учреждений) устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей организаций и учреждений.

2.1.5. Руководителям федеральных бюджетных учреждений могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера федеральными государственными органами - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения.

2.1.6. Штатное расписание федерального бюджетного учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессий рабочих) данного учреждения.

2.1.7. Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых федеральным бюджетным учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета).

2.1.8. Фонд оплаты труда работников организации (учреждения) формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

2.1.9. Средства на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

2.2. Стороны соглашения для организаций внебюджетной сферы устанавливают на 2011 год минимальную заработную плату работника отрасли, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности):

- по организациям сферы печати и телерадиовещания, находящимся в ведении Роспечати, в размере 6700 рублей;

- по ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в размере 4330 рублей.

Стороны соглашения для организаций сферы печати и телерадиовещания, находящихся в ведении администраций субъектов Российской Федерации, не финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, рекомендуют установить на 2011 год отраслевой минимальный размер оплаты труда работника, отработавшего полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) на уровне минимального размера оплаты труда, предусмотренного в субъекте Российской Федерации.

(Пункт 2.2 в редакции совместного письма Роспечати от 27 декабря 2010 года N 17/1-11-18652/18-12256 и Российского комитета профсоюза работников культуры от 16 ноября 2010 года N 03-12/126. - См. предыдущую редакцию)

2.2.1. В течение срока действия Соглашения по договоренности сторон минимальная заработная плата в отрасли пересматривается ежегодно путем внесения изменений в Соглашение.

2.2.2. Индексация заработной платы работников организаций внебюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в регионе производится в зависимости от финансово-экономического положения работодателей в порядке, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

2.3. Тарификация работ, установление наименований профессий рабочих и должностей служащих организаций и учреждений производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

2.4. Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

2.5. Оплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работникам производится в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, локальными нормативными актами с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Размеры выплат, установленные коллективным договором, локальными нормативными актами организаций, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2.6. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается в соответствии со ст.151 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

2.7. Время простоя оплачивается в соответствии со ст.157 Трудового кодекса Российской Федерации:

- по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;

- по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

2.8. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в соответствии со ст.147 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.9. Оплата труда работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями устанавливается в соответствии со ст.ст.148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.10. Введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем с учетом мнения профсоюзного (представительного) органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст.162 Трудового кодекса Российской Федерации).

2.11. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (нормы выработки, времени, обслуживания и численности), принимаются работодателем с соблюдением процедуры учета мнения профсоюзного (представительного) органа работников.

2.12. Исчисление средней заработной платы и среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные дни отпуска производятся в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2.13. Заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

2.14. Стороны принимают необходимые меры для обеспечения своевременной выплаты в подведомственных организациях и учреждениях сферы книгоиздания, печатных средств массовой информации, телевидения (радиовещания) заработной платы, стипендий, пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.15. Стороны Соглашения рекомендуют в организациях сферы книгоиздания, печатных средств массовой информации, телевидения (радиовещания) довести оптимальный удельный вес тарифа в заработной плате в 2009-2011 годах - до уровня не менее 70 процентов

- по ФГУП "ВГТРК" - до 50 процентов.

2.16. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда в соответствии со ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

3. Охрана труда

3.1. Работодатель:

- строит свою работу на основе государственной политики в области охраны труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников, создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, в соответствии с действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по охране труда, промышленной безопасности и санитарно-гигиеническому благополучию;

- участвует на паритетных началах совместно с выборным органом профсоюзной организации в рассмотрении споров, связанных с нарушением законодательства об условиях и охране труда, обязательств, установленных коллективным договором (соглашением);

- принимает необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, своевременному рассмотрению несчастных случаев на производстве в соответствии со ст.ст.227-231 Трудового кодекса Российской Федерации.

3.2. Работодатель обязан обеспечить:

- в организациях численностью 50 человек и более создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики производственной деятельности;

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда, их функции осуществляет сам работодатель, либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда (ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»