Министерство здравоохранения и социального развития
 Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПРИКАЗ

от 4 августа 2008 года N 6210-Пр/08

Об исполнении приказа Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 80н



В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан"

приказываю:

1. Руководителям Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации при проведении проверок организации дополнительной диспансеризации работающего населения использовать в работе методические рекомендации "Экспертиза качества организации и порядка проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008-2009 годах".

2. Письмо Росздравнадзора от 18.10.2006 N 01и-816/06 "О рекомендациях по проведению проверок выполнения дополнительной диспансеризации в рамках национального проекта "Здоровье" считать утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель
Н.В.Юргель

     

     

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
 Федеральной службы
по надзору в сфере
здравоохранения и
 социального развития
Н.В.Юргель
4 августа 2008 года

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 "Экспертиза качества организации и порядка проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008-2009 годах"

(для специалистов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития)
(проф. К.Г.Гуревич, Н.В.Косик, к.м.н. Н.Ю.Васильева, к.м.н. С.В.Бондарев, проф. Е.Л.Никонов)

     

     

1. Общие положения


Проведение медицинской экспертизы организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан осуществляется в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. федеральных законов от 02.03.98 N 30-ФЗ, от 20.12.99 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 151-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.12.2005 N 170-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 02.02.2006 N 23-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2288), постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007. N 921 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 327 "Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год", приказа Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 80н "О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан", приказа Минздравсоцразвития России от 20.05.2008 N 233 "О порядке организации мониторинга проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в учреждениях здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008-2009 годах", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.03.2008 N 50 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.03.2008 N 57 "Об утверждении форм и порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.04.2008 N 84 "Об утверждении реестра счетов и порядка ведения реестра счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.04.2008 N 82 "Об утверждении отчетных форм по проведении дополнительной диспансеризации", письма Минздравсоцразвития России от 13.03.2008 N 100-ТГ "О предоставлении сведений о лечебно-профилактических учреждениях".

Данный вид экспертизы определяется как целевой вневедомственный.

В основе вневедомственной оценки качества организации и проведения дополнительной диспансеризации, оказываемой в медицинских учреждениях, лежит количественная оценка случаев нарушений при:

- организации порядка проведения дополнительной диспансеризации;

- установке диагноза и определении группы здоровья;

- проведении диагностических мероприятий;

- оценке конечного результата диспансеризации и проведении терапевтических мероприятий по результатам дополнительной диспансеризации;

- ведении первичной медицинской документации и отчетности;

- проведении экспертной работы.

Вневедомственная экспертиза качества организации и проведения дополнительной диспансеризации осуществляется на основе анализа порядка организации дополнительной диспансеризации и первичной медицинской документации, принятой и утвержденной соответствующими нормативными документами.

При проведении вневедомственного контроля организации дополнительной диспансеризации экспертиза качества медицинской помощи проводится по учетной форме N 131/у-ДД-08 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина" и другой первичной документации.

Организация и осуществление контроля проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан осуществляется специалистами центрального аппарата Росздравнадзора и Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации, а также специалистами территориальных фондов ОМС и их филиалов в соответствии с требованиями нормативных документов Федерального фонда ОМС.

Результаты проведенных экспертиз доводятся до сведения лечащих врачей, руководителей медицинских учреждений, органов управления здравоохранением по субъектам Российской Федерации, ТФОМС, СМО, при необходимости до органов прокуратуры и других заинтересованных лиц в пределах их компетенции.

По результатам вневедомственной целевой экспертизы составляется "Акт экспертной оценки качества дополнительной диспансеризации работающих граждан" (приложение).

На время проведения вневедомственной экспертизы администрация медицинского учреждения предоставляет эксперту Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации всю необходимую документацию, включая все медицинские документы (медицинская карта стационарного или амбулаторного больного, карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина и пр.).

Врач-эксперт, а также сотрудник Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации имеет право проводить обход подразделений медицинского учреждения с целью контроля условий оказания медицинской помощи и реализации прав, застрахованных к системе ОМС работающих граждан.

Привлеченный врач-эксперт не имеет права проводить вневедомственную экспертизу случая медицинской помощи, если принимал участие в проведении дополнительной диспансеризации, консультации или лечении данного пациента или работает (работал) в данном медицинском учреждении.

2. Основные дефекты и нарушения в организации и проведении лечебно-профилактическими учреждениями дополнительной диспансеризации работающих граждан


При проведении целевой экспертизы дополнительной диспансеризации в лечебно-профилактическом учреждении могут быть выявлены следующие дефекты:

1. Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по всем направлениям дополнительной диспансеризации или соответствующих договоров на оказание услуг с муниципальными или государственными ЛПУ, имеющими лицензии на необходимые виды работ и услуг.

2. Несоответствие лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности в рамках проведения дополнительной диспансеризации.

3. Отсутствие в ЛПУ медицинской документации, подтверждающей проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

4. Отсутствие в Карте учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина записи врачей-специалистов об осмотрах и (или) результатов проведенных обследований.

5. Проведение дополнительной диспансеризации неработающему гражданину.

6. Учет результатов предыдущих медицинских осмотров, лабораторно-диагностических и функциональных исследований, в том числе проведенных во время стационарного обследования и лечения, превышающие 3 месяца с момента проведения исследования (за исключением флюорографии и маммографии).

7. Неправильное определение группы здоровья, отсутствие диагностических и терапевтических мероприятий по результатам диспансеризации.

Управлениям Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации рекомендуется проводить совместные с территориальными фондами обязательного медицинского страхования проверки качества организации и проведения дополнительной диспансеризации в ЛПУ.

В ведении специалистов территориальных фондов ОМС находится выявление следующих дефектов при проведении экспертизы реестров счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан:

1). Представление реестра счетов ЛПУ, не заключившим Договор на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

2). Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, не включенных в поименные списки работников (выверенных с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности (на основании приказа Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 80*).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 80н". - Примечание изготовителя базы данных.

     


3). Дублирование позиции реестра или включение позиции, оплаченной ранее.

4). Проведение дополнительной диспансеризации в неполном объеме.

5). Проведение лабораторных и инструментальных методов исследований в неполном объеме.

6). Учет результатов предыдущих медицинских осмотров, лабораторно-диагностических и функциональных исследований, в том числе проведенных во время стационарного обследования и лечения, превышающие 3 месяцев с момента проведения исследования (за исключением флюорографии и маммографии).

7). Проведение дополнительной диспансеризации неработающему гражданину.

8). Неточности в составлении реестра (отсутствие даты осмотра или проведения обследования, несоответствие дат обследования в реестре и в медицинских документах, отсутствие адреса проживания или места работы, не указан ОКВЭД, СНИЛС, полис ОМС и др.).

При проведении выборочной проверки качества ведения медицинской документации по дополнительной диспансеризации рекомендуемый объем выборки должен составлять не менее 50 случаев.

На основании выявленных нарушений оформляется акт экспертной оценки качества организации и проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан (см. приложение). При проведении экспертной оценки рекомендуется руководствоваться Опросником для мониторинга выполнения дополнительной диспансеризации (см. раздел 3). Справочная информация и отчеты по результатам контроля организации дополнительной диспансеризации представляются Управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в Отдел координации деятельности территориальных управлений и национальных приоритетных проектов Росздравнадзора в сроки и по формам, указанным в разделе 4.

Управлениям Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации информацию о всех выявленных нарушениях в порядке проведения дополнительной диспансеризации необходимо направлять в территориальные фонды ОМС для пресечения случаев нецелевого расходования бюджетных средств.

3. Примерный перечень вопросов для осуществления проверки организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

N

Название опросника

1-О

Организация дополнительной диспансеризации работающих граждан на уровне территориального органа управления здравоохранения

2-О

Организация контроля дополнительной диспансеризации работающих граждан на уровне территориального фонда ОМС

3-О

Организация дополнительной диспансеризации в ЛПУ

4-О

Организация дополнительной диспансеризации в организации или на предприятии

     
3.1.

1-О

Организация дополнительной диспансеризации работающих граждан на уровне территориального органа управления здравоохранения


Дата заполнения

Критерий

Есть

Нет

Список организаций, работники которых подлежат ДД*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

Письма в организации, работники которых подлежат ДД, с просьбой предоставить списки работающих*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

Наличие, выверенных с работодателями, сведений о суммарном числе работающих граждан, подлежащих ДД*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

Наличие, выверенных с работодателями, следующих сведений о работающих лицах*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

     - фамилия, имя отчество

     - год рождения

     - профессия

     - должность

Отношение численности индивидуальных предпринимателей и творческих работников к суммарной численности работающих граждан, подлежащих ДД, %

Списки медицинских учреждений, проводящих ДД, имеющих лицензию на следующие виды деятельности*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

     - терапия

     - акушерство-гинекология

     - неврология

     - урология

     - хирургия

     - офтальмология

     - эндокринология

     - клиническая лабораторная диагностика

     - рентгенология

Наличие закрепления работающих граждан по месту работы за медицинскими учреждениями, проводящими ДД*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

Наличие сведений о числе работающих граждан, закрепленных за каждым медицинским учреждением, проводящим ДД*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

Наличие нормативно-правовых документов субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения ДД в текущем году и распределение должностных обязанностей*

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

Наличие нормативно-правовых документов субъекта Российской Федерации, определяющих объем ДД при осмотре специалистами*:

________________

     * "ДА" ставится, если предоставлены копии или оригиналы документов.

     - терапевтом (врачом-терапевтом участковым), врачом общей практики (семейным врачом)

     - акушером-гинекологом

     - неврологом

     - урологом (для мужского населения)

     - хирургом

     - офтальмологом

     - эндокринологом

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»