ПРИКАЗ
от 23 января 2009 года N 12
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр
И.Е.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 февраля 2009 года,
регистрационный N 13440
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481) и определяет организацию, состав сил и средств и порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема).
2. Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства Министерства транспорта Российской Федерации, находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), а также владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на железнодорожном транспорте, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - организации железнодорожного транспорта).
Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 45, ст.5418; 2009, N 1, ст.17).
3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях.
На каждом уровне функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
4. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне:
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Федерального агентства железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Министерства транспорта Российской Федерации;
на региональном уровне:
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта;
на объектовом уровне:
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта.
5. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответствующими руководителями Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями.
6. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности функциональной подсистемы являются:
обеспечение взаимодействия с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
разработка предложений по реализации организационных и технических мер по обеспечению защиты пассажиров и работников железнодорожного транспорта от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;
рассмотрение вопросов привлечения сил и средств функциональной подсистемы к организации и проведению мероприятий по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке;
осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава.
7. Постоянно действующими органами функциональной подсистемы являются структурные подразделения Минтранса России и подведомственного ему Росжелдора, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы определяются соответствующими положениями о них.
8. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
служба ответственного дежурного Минтранса России;
единая дежурно-диспетчерская служба Ространснадзора;
дежурная служба Росжелдора;
дежурно-диспетчерские службы центра управления перевозками открытого акционерного общества "Российские железные дороги", региональных центров, управлений железных дорог - филиалов открытого акционерного общества "Российские железные дороги", отделений железных дорог;
дежурно-диспетчерские службы организаций железнодорожного транспорта;
дежурно-диспетчерские службы владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Состав и структуру сил определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, организации железнодорожного транспорта исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К силам и средствам функциональной подсистемы относятся специально подготовленные, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами пожарные поезда федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "ВО ЖДТ России"), действующие в пределах установленных участков выездов.
10. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению Минтранса России и Росжелдора.
11. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации органы управления и силы функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной деятельности.
13. Решениями руководителей Минтранса России, Росжелдора и организаций железнодорожного транспорта, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решениями руководителей Минтранса России, Росжелдора и организаций железнодорожного транспорта о введении для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
1) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
2) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
3) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
4) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
5) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
14. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций железнодорожного транспорта отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
_______________
Пункт 26 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794.
15. При угрозе возникновения или возникновении федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
_______________
Пункт 27 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794.
16. Основными мероприятиями, проводимыми органами повседневного управления и силами функциональной подсистемы, являются:
1) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области железнодорожного транспорта;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, работников Минтранса России, Росжелдора, работников организаций железнодорожного транспорта, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению, соответственно, в места постоянного проживания, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, выработка мер по устранению причин их возникновения;