1. В соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 27 февраля 2009 года N 5) внести в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74), следующие изменения.
1.1. Подпункт 2.2.2 пункта 2.2 изложить в следующей редакции:
"2.2.2. Ответственного сотрудника (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, назначаемого (создаваемого) и осуществляющего свою деятельность в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2002, N 44, ст.4296; 2004, N 31, ст.3224; 2006, N 31, ст.3446; 2007, N 16, ст.1831; N 49, ст.6036).".
1.2. Пункт 3.7 изложить в следующей редакции:
"3.7. Кредитной организации необходимо обеспечить непрерывность деятельности и (или) восстановление деятельности, нарушенной в результате непредвиденных обстоятельств. В указанных целях кредитная организация должна иметь план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, предусматривающий использование дублирующих (резервных) автоматизированных систем и (или) устройств, а также восстановление критически важных для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг. Кредитная организация определяет порядок проверки возможности выполнения плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения приведены в приложении 5 к настоящему Положению.".
1.3. В подпункте 4.4.3 пункта 4.4 слова "наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств" заменить словами "с учетом мер, принятых на случай непредвиденных обстоятельств в соответствии с планом действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств".
1.4. В абзаце четвертом пункта 1 приложения 1 слова "должностным лицом (ответственным сотрудником, структурным подразделением) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма," исключить.
1.5. Приложение 2 дополнить пунктом 15 следующего содержания:
"15. Обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановления деятельности кредитной организации на случай непредвиденных обстоятельств.".
1.6. Дополнить приложением 5 в редакции приложения к настоящему Указанию.
2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.М.Игнатьев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 марта 2009 года,
регистрационный N 13547
РЕКОМЕНДАЦИИ
по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения
1. План действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (далее - План ОНиВД) - внутренний документ (комплект документов) кредитной организации, определяющий цели, задачи, порядок, способы и сроки осуществления комплекса мероприятий по предотвращению или своевременной ликвидации последствий возможного нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации (ее подразделений), вызванного непредвиденными обстоятельствами (возникновением чрезвычайной ситуации или иным событием, наступление которого возможно, но трудно предсказуемо и связано с угрозой существенных материальных потерь или иных последствий, препятствующих выполнению кредитной организацией принятых на себя обязательств).
2. Кредитной организации рекомендуется определить порядок разработки, согласования, утверждения, пересмотра и проверки (тестирования) Плана ОНиВД с указанием полномочий ее органов управления и подразделений.
3. Разработку Плана ОНиВД рекомендуется проводить с учетом анализа следующих факторов:
3.1. виды и характер возможных непредвиденных обстоятельств, связанные с ними виды и степени воздействия на деятельность кредитной организации, способные нарушить режим повседневного функционирования кредитной организации и способность выполнять принятые на себя обязательства;
3.2. перечень критически важных с точки зрения обеспечения режима повседневного функционирования кредитной организации внутренних банковских процессов (совокупности последовательных и законченных действий по осуществлению банковских операций и сделок), а также автоматизированных информационных систем, обеспечивающих их осуществление;
3.3. показатели восстановления внутренних банковских процессов, в том числе такие, как: срок восстановления, допустимый размер материальных затрат, допустимый размер потерь информации.
Указанные показатели, а также устанавливаемые на их основе критерии непрерывности осуществления внутренних банковских процессов рекомендуется определять с учетом необходимости соблюдения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, и выполнения принятых на себя обязательств.
4. Целями Плана ОНиВД рекомендуется определить, в том числе:
поддержание способности кредитной организации выполнять принятые на себя обязательства перед вкладчиками и кредиторами, в том числе перед Банком России (по кредитам Банка России, уплате процентов по ним и другим денежным обязательствам перед Банком России);
предупреждение и предотвращение возможного нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации;
снижение тяжести последствий нарушения режима повседневного функционирования кредитной организации (в том числе размера материальных потерь, потерь информации, потери деловой репутации);
сохранение уровня управления кредитной организацией, позволяющего обеспечить условия для принятия обоснованных и оптимальных управленческих решений, их своевременную и полную реализацию;
обеспечение способности кредитной организации осуществлять расчеты в соответствии с принятыми на себя обязательствами, в том числе по кредитам Банка России, процентам по ним и другим денежным обязательствам перед Банком России;
обеспечение информационной безопасности кредитной организации, в том числе ее расчетной системы;
обеспечение благоприятных условий труда и безопасности служащих кредитной организации, безопасности лиц, находящихся в помещениях (посетителей) кредитной организации.
5. Разработку и принятие Плана ОНиВД рекомендуется осуществлять с учетом норм Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284; N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5418; 2009, N 1, ст.17), в том числе в рамках мероприятий по выполнению требований статьи 14 указанного Федерального закона.
6. План ОНиВД рекомендуется разрабатывать применительно к крупномасштабным непредвиденным обстоятельствам, сопоставимым по длительности и силе воздействия, размерам возможных материальных потерь и негативным последствиям нематериального характера с чрезвычайной ситуацией муниципального характера, или, в зависимости от характера, масштабов и условий деятельности кредитной организации, - межмуниципального, регионального или межрегионального характера в соответствии с классификацией, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640).
При этом рекомендуется предусмотреть возможность реализации отдельных автономных частей Плана ОНиВД (далее - модули Плана ОНиВД) в случае непредвиденных обстоятельств меньшего масштаба, связанных с проявлением (по отдельности или в сочетаниях) таких факторов, как выход из строя технических средств, сбои в работе автоматизированных информационных систем кредитной организации, нарушение коммунальной инфраструктуры, перебои в электроснабжении, непредвиденный дефицит ликвидности кредитной организации, в том числе по причине потери деловой репутации, отказ кредитных организаций-корреспондентов и (или) организаций-контрагентов, в том числе поставщиков услуг (провайдеров) кредитной организации, от исполнения своих обязательств.
7. При разработке Плана ОНиВД рекомендуется уделять внимание вопросам своевременного информирования клиентов, участников (акционеров), контрагентов, в том числе поставщиков услуг (провайдеров) кредитной организации, органов государственной власти и местного самоуправления, Банка России, других государственных органов, в пределах своей компетенции осуществляющих функции регулирования и (или) надзора в отношении кредитной организации, средств массовой информации и других заинтересованных лиц (далее - заинтересованные лица) о возникновении непредвиденных обстоятельств, а также порядку взаимодействия с заинтересованными лицами по вопросам обеспечения непрерывности и (или) восстановления деятельности кредитной организации.
8. Кредитным организациям банковской группы рекомендуется обеспечить единство подходов при разработке Планов ОНиВД и осуществлять совместные действия в целях обеспечения непрерывности своей деятельности и (или) ее восстановления.
9. Содержание Плана ОНиВД.
9.1. В План ОНиВД рекомендуется включать:
порядок его реализации, включая порядок принятия решения о переводе деятельности кредитной организации в режим, предусмотренный Планом ОНиВД (далее - чрезвычайный режим), а также порядок управления кредитной организацией в чрезвычайном режиме;
перераспределение обязанностей и полномочий как между подразделениями, так и между служащими кредитной организации в условиях чрезвычайного режима с учетом взаимозаменяемости служащих в случае отсутствия (недоступности) ответственных и (или) уполномоченных служащих;
перечень установленных в кредитной организации процедур, выполнение которых в режиме повседневного функционирования кредитной организации необходимо для успешной реализации Плана ОНиВД (например, резервное копирование информации, заключение договоров с контрагентами на оказание услуг (работ), обеспечивающих реализацию Плана ОНиВД), а также очередность и сроки их выполнения;
порядок взаимодействия, в том числе порядок экстренного оповещения и связи, между органами управления, подразделениями и служащими кредитной организации при возникновении непредвиденных обстоятельств;
порядок информирования заинтересованных лиц о возникновении непредвиденных обстоятельств, порядок взаимодействия с заинтересованными лицами, в том числе с Банком России, по вопросам обеспечения непрерывности и (или) восстановления деятельности кредитной организации;
детальные инструкции для подразделений и служащих кредитной организации, содержащие описание действий, необходимых для поддержания или своевременного возобновления функционирования критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов и автоматизированных информационных систем;
порядок завершения работы в чрезвычайном режиме и возврата в режим повседневного функционирования.
9.2. В целях обеспечения способности кредитной организации выполнять принятые на себя обязательства и минимизировать возможные негативные последствия непредвиденных обстоятельств в Плане ОНиВД рекомендуется определить порядок осуществления внутренних банковских процессов в чрезвычайном режиме.
9.2.1. Для каждого внутреннего банковского процесса рекомендуется определить уровень его осуществления, в том числе:
осуществление на уровне, соответствующем уровню осуществления внутреннего банковского процесса в режиме повседневного функционирования;
осуществление на заданном (сниженном по сравнению с уровнем режима повседневного функционирования) уровне в течение заданного периода времени;
прекращение его осуществления (планомерное или максимально быстрое и безопасное).
9.2.2. Для каждого критически важного для деятельности кредитной организации внутреннего банковского процесса рекомендуется дополнительно определить:
критерии непрерывности осуществления;
развернутый перечень ресурсов - кадровых, финансовых, материальных, информационных (включая вычислительную технику, другие технические средства, программное обеспечение), средств связи, необходимых для его поддержания в чрезвычайном режиме;
помещения, предназначенные для осуществления процесса в чрезвычайном режиме в случае недоступности помещений, используемых в режиме повседневного функционирования. Для этих целей рекомендуется определить запасные помещения, территориально удаленные от мест основного расположения кредитной организации и поддерживаемые в состоянии готовности для использования в чрезвычайном режиме, либо помещения, находящиеся в местах основного расположения кредитной организации (ее филиала или иного территориально обособленного структурного подразделения), исходя из возможности увеличения интенсивности использования или изменения назначения указанных помещений в чрезвычайном режиме;
возможность получения услуг, необходимых для осуществления процесса, в случае отказа поставщика указанных услуг (провайдера) кредитной организации от исполнения договорных обязательств, в том числе использование услуг другого поставщика (провайдера) или переход на самообслуживание.
9.2.3. В Плане ОНиВД рекомендуется предусмотреть периодичность и способы создания резервных копий информации, необходимой для осуществления внутренних банковских процессов, с учетом установленных для них критериев непрерывности. Рекомендуется определить места хранения и способы доставки резервных копий до мест хранения, а также способы и сроки восстановления информации.
В Плане ОНиВД рекомендуется определить порядок хранения документированной информации (в том числе данных бухгалтерского и депозитарного учета, реестров обязательств кредитной организации перед вкладчиками), а также порядок восстановления документов в случае утраты их оригиналов.
9.2.4. В Плане ОНиВД рекомендуется предусмотреть способы экстренного поддержания ликвидности на случай непредвиденных обстоятельств, с указанием лиц, с которыми заключены договоры об оказании финансовой помощи на случай непредвиденных обстоятельств (в том числе участников (акционеров) кредитной организации, организаций банковской группы, кредитных организаций - партнеров), способов связи с ними.
9.2.5. В инструкциях для подразделений и служащих кредитной организации рекомендуется определять:
порядок действий при возникновении непредвиденных обстоятельств или появлении реальной угрозы их возникновения;
процедуры перевода работы в чрезвычайный режим;
порядок осуществления критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов в чрезвычайном режиме, описание изменений в технологиях их осуществления, если Планом ОНиВД предусмотрены такие изменения;
порядок доступа к ресурсам, необходимым для работы в чрезвычайном режиме.
9.2.6. В Плане ОНиВД рекомендуется предусмотреть порядок восстановления нарушенных внутренних банковских процессов после ликвидации последствий непредвиденных обстоятельств, критерии, позволяющие принять решение о завершении работы в чрезвычайном режиме, и порядок принятия такого решения, а также порядок возврата в режим повседневного функционирования.
10. В целях реализации Плана ОНиВД и сохранения уровня управления кредитной организацией в условиях непредвиденных обстоятельств при необходимости возможно предусмотреть передачу полномочий по оперативному руководству деятельностью кредитной организации органу чрезвычайного управления.