ПРИКАЗ
от 5 февраля 2009 года N 125
Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности
В целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений участниками внешнеэкономической деятельности требований Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4859; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 30 (ч.I), ст.3101; 2006, N 31 (ч.I), ст.3430; 2007, N 1 (ч.I), ст.30, N 22, ст.2563, N 29, ст.3480, N 45, ст.5419; 2008, N 30 (ч.I), ст.3606), принятых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов органов валютного регулирования, за счет введения системы ежемесячного планирования проверок на основании информации, содержащей признаки нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, и в соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст.3569; 2008, N 17, ст.1883, N 24, ст.2867, N 46, ст.5337)
приказываю:
1. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обеспечить:
1) выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство) в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности (далее - участник ВЭД) осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящего приказа;
2) организацию проведения подразделениями валютного контроля, а также подчиненными таможенными постами проверок соблюдения валютного законодательства участниками ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности таможенного органа (далее - проверка), на основании:
а) ежемесячных планов проверок, формируемых на основе информации о предполагаемых нарушениях участниками ВЭД валютного законодательства (далее - ежемесячных планов) в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящего приказа;
б) информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при таможенном оформлении и таможенном контроле, а также информации о возможных нарушениях валютного законодательства, полученной из структурных подразделений данного таможенного органа, налоговых и иных контролирующих органов;
в) поручений ФТС России на проведение проверок валютного законодательства, формируемых в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 настоящего приказа (далее - поручение ФТС России);
3) проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства в течение:
а) сроков, обеспечивающих своевременное направление в орган валютного контроля соответствующих документов в порядке, установленном подпунктом 6 пункта 1 настоящего приказа, и рассмотрение им возбужденных дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) двух месяцев со дня получения поручения ФТС России (за исключением случаев, когда поручением ФТС России предусмотрен иной срок проведения проверок), а также со дня получения информации о возможных нарушениях валютного законодательства из налоговых и иных контролирующих органов.
Срок проведения проверок по поручениям ФТС России, а также по информации, полученной из налоговых и иных контролирующих органов, может быть продлен Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и срока давности привлечения к уголовной ответственности, установленного пунктом 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства таможенного органа (приложение N 1), направляемого в ФТС России в виде электронной копии по телекоммуникационным каналам связи в порядке, определяемом Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, с досылкой на бумажном носителе не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока проведения проверки;
4) направление заверенных в установленном порядке копий документов о предполагаемых нарушениях валютного законодательства участниками ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена вне региона деятельности таможенного органа в течение трех рабочих дней со дня их выявления в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;
5) возбуждение уполномоченными лицами дел об административных правонарушениях в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
6) направление протокола и иных материалов дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
7) направление в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля по телекоммуникационным каналам связи с использованием КПС "Агент ВК" информации о результатах проверок в течение 10 рабочих дней со дня их завершения (если иное не предусмотрено поручением ФТС России).
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить формирование ежемесячных планов по установленной форме (приложение N 2) по результатам анализа сведений региональных баз данных валютного контроля (для региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, - центральной и региональной баз данных валютного контроля) с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить ежеквартальное формирование перечня участников ВЭД, в отношении которых планируется проведение проверок и государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности соответствующего таможенного органа (далее - перечень), и его направление до 7-го числа месяца, предшествующего очередному кварталу, в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля по телекоммуникационным каналам связи с использованием комплекса программных средств "Ведение РБД ВК" и досылкой на бумажном носителе по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему приказу.
4. Начальникам региональных таможенных управлений обеспечить:
1) установление плановых показателей работы подчиненных таможен по проведению проверок соблюдения валютного законодательства на основе установленных ФТС России значений плановых показателей работы регионального таможенного управления по проведению проверок соблюдения валютного законодательства;
2) контроль за проведением подчиненными таможнями проверок соблюдения валютного законодательства, их результатами, а также за формированием таможенными органами ежемесячных планов с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок;
3) формирование сводных ежемесячных планов подчиненных таможенных органов и подразделения валютного контроля регионального таможенного управления и их направление до 7-го числа каждого месяца в ФТС России по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде в порядке, определяемом Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;
4) проведение анализа поручений ФТС России, распределение и доведение данных поручений до таможенных органов региона в течение трех рабочих дней со дня их получения.
5. Начальникам таможен обеспечить направление до 5-го числа каждого месяца в вышестоящий таможенный орган в определяемом им порядке ежемесячных планов проверок по телекоммуникационным каналам связи.
6. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков):
1) обеспечить проведение анализа и учета ежемесячных планов подразделений валютного контроля региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;
2) формировать и направлять в таможенные органы поручения ФТС России с учетом сформированных ежемесячных планов проверок на основании информации о предполагаемых нарушениях, получаемой в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящего приказа, а также о нарушениях, не выявленных на региональном уровне, по результатам анализа центральной и региональных баз данных валютного контроля и информации о предполагаемых нарушениях, полученной из структурных подразделений ФТС России, налоговых и иных контролирующих органов;
3) осуществлять контроль за проведением подчиненными таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства, их результатами, а также за формированием таможенными органами ежемесячных планов с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок;
4) рассматривать ходатайства таможенных органов о продлении сроков проведения проверок по поручениям ФТС России в течение 7 рабочих дней;
5) обеспечить анализ и актуализацию перечней, направляемых региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа;
6) разработать до 30 апреля 2009 года методику учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в том числе порядка учета и ведения перечней по регионам для обеспечения удаленного доступа таможенных органов к региональным базам данных валютного контроля (далее - Методика учета и обработки данных).*6.6)
7. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков) совместно с Главным управлением информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (О.П.Пучков) обеспечить на основании Методики учета и обработки данных использование перечней, направляемых в соответствии с пунктом 3.
8. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (О.П.Пучков) совместно с Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков) до 1 ноября 2009 года провести модернизацию и доработку программных средств.
9. Считать утратившими силу:
10. Считать недействующим письмо ФТС России от 23 января 2008 года N 24-08/2121 "О порядке продления сроков проверок".
11. Считать настоящий приказ вступившим в силу с 13 февраля 2009 года.
12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.
ВрИО руководителя
генерал-лейтенант
таможенной службы
В.М.Малинин
ХОДАТАЙСТВО | |||||
и иных контролирующих органов | , | ||||
(наименование и код таможенного органа) | |||||
сопроводительное письмо в ФТС России от | N | ||||
(дата) | (номер) |
Информация о реквизитах писем ФТС России с поручениями на проверку, либо писем налоговых и иных контролирующих органов с информацией о нарушениях | Дата полу- | Наиме- | Дата и номер внешнетор- | ИНН | КПП | ОГРН | Данные о проверяемых внешнеторговых операциях (период времени, в течение которого проводились контролируемые валютные операции (поставки товаров) | Меропри- | Причины невыпол- | Предпола- | Пред- | Инфор- | Наличие/ отсутст- | Пред- | ||
Дата письма | Номер письма | няется требование об оформлении ПС) | Сумма конт- | Период времени, в течение которого проводи- | срок проведе- | исклю- | КоАП России) | которое установ- | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Начальник (заместитель начальника) таможенного органа | |||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | ||
Ответственный исполнитель | |||
телефон | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
ПЛАН | |||||
валютного законодательства | |||||
(наименование таможенного органа) | |||||
на | 20 | г. | |||
(месяц) |
Код тамо- | Наимено- | ИНН | Место государст- | Данные о проверяемом внешнеторговом договоре (контракте) | Подлежащие проверке валютные операции, по которым имеется информация с признаками нарушений валютного законодательства | Информа- | Информация о наличии (X) | Оценка уровня риска наруше- | |||
данные о документе, удостове- | Дата подпи- | Номер дого- | Номер пас- | Сумма валют- | Период времени, в течение которого прово- | 15.25 КоАП России, которой установ- | участника ВЭД | ства в соответ- | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Проверки, запланированные на текущий месяц | ||||||||||
1.1 | |||||||||||
1.2 | |||||||||||
... | |||||||||||
2 | Проверки, не завершенные в предшествующие планируемые периоды | ||||||||||
2.1 | |||||||||||
2.2 | |||||||||||
… |