ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2008 года N 1057
(с изменениями на 20 ноября 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1152 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 17.01.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 369 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.05.2016, N 0001201605040023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1391 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2018, N 0001201811230008).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
ПОЛОЖЕНИЕ
о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
(с изменениями на 20 ноября 2018 года)
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Концепцией создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года N 622-р, определяет порядок формирования, обеспечения и функционирования межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее соответственно - межведомственная информационная система, пункты пропуска), порядок доступа к необходимой для проведения контроля в пунктах пропуска информации (далее - информация), предоставления, использования и защиты информации, а также взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска (далее - контрольные органы).
Межведомственная информационная система представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем, формирование, ведение и актуализацию единой базы данных, содержащей заверенную электронной цифровой подписью информацию (включая предварительную) о лицах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, грузах, товарах и животных, перемещаемых через нее (далее - единая база данных), а также доступ к содержащейся в ней информации с использованием инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра.
2. Целями формирования межведомственной информационной системы являются:
технологическое обеспечение межведомственного информационного взаимодействия контрольных органов по принципу "одного окна" (однократное предоставление информации о лицах и транспортных средствах, грузах, товарах и животных) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль) с использованием инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра в автоматизированном режиме;
повышение эффективности деятельности контрольных органов и сокращение времени, необходимого для осуществления контроля в пунктах пропуска.
Под межведомственным информационным взаимодействием контрольных органов понимается обмен информацией в автоматизированном режиме, а также регламентированное предоставление доступа к информационным ресурсам межведомственной информационной системы с использованием современных средств идентификации и электронной цифровой подписи, в результате применения которых можно однозначно определить (идентифицировать) участников межведомственного информационного взаимодействия, правомочность, дату и время осуществления такого взаимодействия, а также гарантировать идентичность информации, отправленной одним участником межведомственного информационного взаимодействия и полученной другим (далее - межведомственное информационное взаимодействие).
3. Принципами, на основе которых формируется и функционирует межведомственная информационная система, являются:
а) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации, содержащей персональные данные;
б) недопустимость вмешательства в процесс функционирования межведомственной информационной системы органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, других лиц и организаций, которые не имеют соответствующих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых информационных систем контрольных органов и иных информационных систем;
г) обеспечение технологической независимости структуры межведомственной информационной системы и регламента ее работы от проводимых административных, организационных и иных изменений по оптимизации деятельности пунктов пропуска;
д) применение единых технологий, форматов, протоколов информационного взаимодействия, унифицированных программно-технических средств;
е) применение лицензионных общесистемных программных средств и сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи;
ж) обеспечение целостности и достоверности передаваемой информации за счет применения электронной цифровой подписи;
з) минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, при получении информации;
и) однократный ввод и многократное использование информации;
к) обеспечение функционирования в режиме времени, близком к реальному;
л) обеспечение конфиденциальности получения информации.
4. Межведомственная информационная система включает в себя следующие сегменты:
а) интеграционный сегмент, содержащий компоненты, обеспечивающие межведомственное информационное взаимодействие и позволяющие работать с единой базой данных с использованием инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра;
б) ведомственные сегменты контрольных органов, включающие существующие и вновь создаваемые компоненты ведомственных автоматизированных информационных систем и ведомственных баз данных контрольных органов о лицах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, о грузах, товарах и животных, перемещаемых через нее (далее - ведомственные базы данных);
в) сегмент пункта пропуска, содержащий компоненты, обеспечивающие межведомственное информационное взаимодействие контрольных органов в пунктах пропуска.
5. Основными функциями интеграционного сегмента межведомственной информационной системы являются:
а) реализация на федеральном уровне механизмов документирования, маршрутизации и обработки запросов, направляемых в единую базу данных и ведомственные базы данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
б) ведение единой базы данных;
в) формирование, ведение и актуализация централизованных справочников и классификаторов межведомственного информационного взаимодействия (в том числе идентификационных элементов);
г) подтверждение подлинности сертификатов ключей электронной цифровой подписи электронных сообщений (документов);
д) обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования;
е) ведение единого реестра пользователей межведомственной информационной системы, обеспечивающего регламентированное предоставление доступа к ней;
ж) доставка электронных сообщений (документов) участникам межведомственного информационного взаимодействия, за исключением доставки электронных сообщений (документов) участникам межведомственного информационного взаимодействия в пунктах пропуска;
з) ведение журнала сеансов межведомственного информационного взаимодействия, за исключением межведомственного информационного взаимодействия в пунктах пропуска;
и) накопление, хранение и архивирование информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
6. Основными функциями ведомственных сегментов контрольных органов являются:
а) сбор в рамках компетенции контрольного органа в электронной форме заверенных электронной цифровой подписью сведений о лицах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, о грузах, товарах и животных, перемещаемых через нее, и их передача в единую базу данных;
б) формирование, ведение и актуализация в каждом контрольном органе ведомственной базы данных и реализация механизмов обработки полученных из интеграционного сегмента межведомственной информационной системы запросов;
в) хранение и использование информации, полученной из интеграционного сегмента межведомственной информационной системы в результате межведомственного информационного взаимодействия.
7. Основными функциями сегмента пункта пропуска являются:
а) прием (передача) электронных документов и (или) сведений, содержащихся в документах, необходимых для пересечения государственной границы Российской Федерации и проведения контроля в пунктах пропуска;
б) автоматическое формирование запросов, направляемых в единую базу данных, и обработка полученных на них ответов;
в) передача информации о лицах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, а также перемещаемых через нее грузах, товарах и животных, внесенной в межведомственную информационную систему в пунктах пропуска;
г) доставка электронных сообщений (документов) участникам межведомственного информационного взаимодействия в пунктах пропуска;
д) ведение журнала сеансов межведомственного информационного взаимодействия в пунктах пропуска;
е) накопление, хранение и архивирование данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в пунктах пропуска.
8. Участниками межведомственного информационного взаимодействия являются поставщики и пользователи информации, операторы интеграционного сегмента, ведомственных сегментов контрольных органов, сегмента пункта пропуска и оператор общероссийского государственного информационного центра.
9. Контрольные органы являются поставщиками и пользователями информации.
Поставщики информации в соответствии с установленной сферой ведения и требованиями настоящего Положения обеспечивают автоматизированный сбор, хранение, обработку, обобщение, передачу информации в рамках межведомственной информационной системы.
Пользователи информации в соответствии с установленной сферой ведения и требованиями настоящего Положения обеспечивают прием информации в автоматизированном режиме.
10. Иным органам исполнительной власти и организациям может быть предоставлено право доступа к информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Оператором интеграционного сегмента межведомственной информационной системы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1152; в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1391. - См. предыдущую редакцию)
12. Операторами ведомственных сегментов контрольных органов являются соответствующие контрольные органы.
13. Оператором сегмента пункта пропуска является Министерство транспорта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 369. - См. предыдущую редакцию)
14. Операторы сегментов межведомственной информационной системы в соответствии с возложенными на них функциями в пределах своей компетенции осуществляют:
а) организационное, техническое, методическое и иное обеспечение функционирования межведомственной информационной системы;
б) обеспечение эксплуатации программно-аппаратных комплексов, средств связи и иного имущества, необходимого для функционирования межведомственной информационной системы;
в) обеспечение информационной безопасности межведомственной информационной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) обеспечение доступа участников информационного обмена к межведомственной информационной системе;
д) обеспечение возможности предоставления и использования предварительной заверенной электронной цифровой подписью информации;
е) полномочия государственного заказчика по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для развития и эксплуатации межведомственной информационной системы;
ж) принятие (подписание) в установленном порядке совместных актов (соглашений) о межведомственном информационном взаимодействии с использованием межведомственной информационной системы, а также взаимодействии с операторами иных информационных систем;
з) иные функции в соответствии с настоящим Положением.
15. Порядок доступа участников межведомственного информационного взаимодействия к информационным ресурсам межведомственной информационной системы, предоставления информации поставщиком информации, обработки и дальнейшего использования информации, включая получение информации пользователями межведомственной информационной системы, определяется совместным регламентом (соглашением) участников межведомственного информационного взаимодействия об осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в рамках межведомственной информационной системы с использованием ресурсов общероссийского государственного информационного центра (далее - совместный регламент).
16. Типовой совместный регламент утверждается совместным актом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 369; в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1391. - См. предыдущую редакцию)