РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 мая 2008 года N 622-р
[Об одобрении Концепции создания межведомственной интегрированной автоматизированной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации]
(с изменениями на 23 декабря 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (вступило в силу с 1 июля 2010 года).
____________________________________________________________________
2. Мининформсвязи России, ФСБ России и ФТС России в 3-месячный срок утвердить подготовленный совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти план мероприятий по реализации Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
КОНЦЕПЦИЯ
создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
(с изменениями на 23 декабря 2009 года)
Концепция разработана в целях совершенствования межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - контрольные органы), в том числе контроль вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроль правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (абзац дополнен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р - см. предыдущую редакцию).
Концепция определяет основные цели и задачи создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы контрольных органов (далее - межведомственная система), ее информационно-технологическую архитектуру, государственных заказчиков работ по созданию межведомственной системы, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития межведомственной системы, а также источники финансового обеспечения работ по ее созданию, функционированию и развитию.
В Концепции представлена оценка экономической и социальной эффективности межведомственной системы.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется работа по проектированию и внедрению автоматизированных информационных систем, обеспечивающих исполнение функций контрольных органов.
Среди указанных систем можно выделить следующие:
автоматизированная система изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз, предусмотренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года N 770;
государственная информационная система миграционного учета, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 года N 94;
единая государственная автоматизированная информационная система контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2002 года N 1854-р;
государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 года N 1156-р;
единая межведомственная автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, предусмотренная Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 2225-р.
автоматизированная информационная система "Налог" Федеральной налоговой службы (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Указанные системы создаются при отсутствии единой нормативной правовой базы и общей координации работ. В них существуют функциональные пересечения, неизбежно приводящие к дублированию отдельных действий и неэффективному расходованию бюджетных средств. При этом нерешенными остаются вопросы, связанные с обеспечением необходимого уровня информационной безопасности, созданием межведомственной телекоммуникационной и вычислительной инфраструктур, обеспечением юридического значения электронных документов, используемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость создания межведомственной системы.
В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы (услуги), непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
В соответствии с этим положением российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг) (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
В настоящее время в Российской Федерации рост возмещения налога на добавленную стоимость превышает рост объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Рост связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза товаров с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
При этом недостаточная эффективность контроля вывоза товаров обусловлена (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р):
низкой оперативностью обмена данными между таможенными органами, в которых проводится таможенное оформление товаров, и приграничными таможенными органами, в зоне деятельности которых осуществляется вывоз этих товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также отсутствием у них оперативного доступа к централизованному информационному ресурсу таможенных органов, консолидирующему соответствующую информацию (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р);
преимущественным использованием бумажного документооборота, ограничивающего пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, на которые в соответствии с действующими процедурами контроля фактического вывоза товаров приходится основная нагрузка по учету вывоза товаров (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Недостаточная эффективность контроля правомерности применения налогоплательщиками ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров обусловлена (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р):
отсутствием оперативного доступа налоговых органов к информации таможенных и других федеральных органов исполнительной власти, необходимой для проведения эффективного налогового контроля (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р);
недостаточным уровнем использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в рамках действующих процедур подтверждения фактического вывоза товаров и поступления выручки от экспорта таких товаров, что приводит к неоправданным трудозатратам таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных банков (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
Указанные ограничения на практике приводят к увеличению количества документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения факта вывоза товаров, чрезмерной нагрузке на приграничные таможенные органы, значительным задержкам и несвоевременности получения информации, необходимой для проведения налогового контроля в установленные законодательством Российской Федерации сроки (абзац дополнительно включен с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р).
В то же время в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" ведется работа по созданию общероссийского государственного информационного центра (далее государственный информационный центр).
Использование программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры (далее - ресурсы) государственного информационного центра для функционирования межведомственной системы позволит повысить эффективность взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе контрольных органов.
Основными целями создания межведомственной системы являются обеспечение в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации эффективного пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, - и иных видов контроля, обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере в целях противодействия международному терроризму и трансграничной преступности, незаконной миграции, незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия и боеприпасов, товаров и грузов и расхищению природных ресурсов, а также в целях эффективного контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р, - см. предыдущую редакцию).
Межведомственная система позволит обеспечить решение следующих задач:
организация работы контрольных органов по принципам "одного окна" (однократное представление информации о пассажирах и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль);
перевод в электронную форму межведомственного документооборота;
обеспечение информационного взаимодействия контрольных органов, а также федеральных органов исполнительной власти, в том числе при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий и использования имеющих юридическую силу документов, передаваемых в электронной форме (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р, - см. предыдущую редакцию);
обеспечение защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информационно-технологическая архитектура межведомственной системы включает в себя:
интеграционный сегмент, содержащий компоненты, обеспечивающие информационное взаимодействие ведомственных автоматизированных информационных систем;
ведомственные сегменты контрольных органов, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2062-р, - см. предыдущую редакцию);
сегмент пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Интеграционный сегмент реализуется на основе использования ресурсов государственного информационного центра посредством развития его технологических возможностей.
Создание интеграционного сегмента позволит обеспечить выполнение следующих функций:
ведение централизованных справочников и классификаторов межведомственного информационного взаимодействия (в том числе идентификационных элементов);
реализация на федеральном уровне механизмов маршрутизации и обслуживания запросов, направляемых в ведомственные базы данных, содержащие сведения о разрешительных документах и иные сведения (далее - базы данных), согласно совместным регламентам информационного взаимодействия;
ведение централизованной базы данных о перемещаемых через государственную границу Российской Федерации грузах, товарах и животных;
доставка электронных сообщений (документов) субъектам межведомственного информационного взаимодействия;
подтверждение подлинности сертификатов ключей электронной цифровой подписи электронных сообщений (документов);
ведение журнала сеансов межведомственного информационного взаимодействия;
накопление, хранение и архивирование данных межведомственного информационного взаимодействия;
обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования;
ведение единого реестра пользователей межведомственной системы, обеспечивающего регламентированное предоставление доступа к ней;
централизованное управление эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия.
Ведомственные сегменты реализуются на основе использования ведомственных автоматизированных информационных систем контрольных органов, государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и ведомственных систем учета выданных разрешительных документов, необходимых для осуществления внешнеторговой деятельности в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами установлены запреты и ограничения.
Создание ведомственных сегментов позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов:
сбор в электронной форме сведений, необходимых для осуществления государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
ведение на федеральном уровне в каждом федеральном органе исполнительной власти баз данных и реализация механизмов обработки полученных из интеграционного сегмента запросов;
хранение и использование сведений, полученных из интеграционного сегмента в результате межведомственного информационного обмена.
Сегмент пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации реализуется на основе интеграции размещенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих компонентов:
ведомственные автоматизированные информационные системы контрольных органов, государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и ведомственные системы учета выданных разрешительных документов, необходимых для осуществления внешнеторговой деятельности в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами установлены запреты и ограничения;
компоненты, обеспечивающие межведомственный обмен в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Создание сегмента пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов:
прием (передача) электронных документов и (или) сведений, содержащихся в документах, необходимых для осуществления государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
формирование запросов, направляемых в базы данных, необходимых для осуществления государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и обработка полученных ответов на запросы;