Действующий

Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана в соответствии с "Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования", утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 года N 494-р.

Будущее мировое минерально-сырьевое обеспечение находится в зависимости от интенсивности процессов глобализации, которые уже привели к возникновению международного рынка минерально-сырьевых баз с отчетливо выраженными тенденциями монополизации запасов наиболее ликвидных полезных ископаемых. Процессы глобализации и стремление человечества к сбалансированному развитию диктуют необходимость создания и реализации национальных долгосрочных минерально-сырьевых программ, определяющих положение стран в будущем мировом ресурсном обеспечении.

Данная Программа входит в систему национальных стратегий развития и по своей сути представляет один из наиболее значимых стратегических проектов. Проект программы направлен на решение следующих приоритетов социально-экономического развития страны:

обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста страны;

создание потенциала для будущего развития;

повышение уровня национальной безопасности.

Указанные приоритеты изложены в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008 год).

Россия обладает крупными минерально-сырьевыми ресурсами и мощным минерально-сырьевым комплексом (МСК), являющимся базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, основным источником валютных поступлений в страну. Роль России на мировых минерально-сырьевых рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Начавшийся экономический подъем Российской Федерации, реализация заданий, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации В.В.Путина, влекут за собой значительный рост спроса на минерально-сырьевые ресурсы внутри страны. Современный этап развития России, когда большая часть добытых минерально-сырьевых ресурсов экспортируется (более 60% нефти и нефтепродуктов, 35% газа, 90% меди, 97% никеля, 99% алюминия из общего объема добытых и произведенных в стране), сменится ростом их внутреннего потребления.

Российская Федерация занимает лидирующее положение в мире по ресурсам, запасам и добыче многих полезных ископаемых, потребляемых в ключевых секторах промышленности и экономики. После спада отечественного производства минерального сырья, начавшегося с 1990 года, к 2000 году российские нефтегазодобывающие и горнодобывающие предприятия стали приближаться к докризисным уровням. В 2007 году вклад минерально-сырьевого комплекса в доходную часть федерального бюджета составил 4101 млрд.руб. (более 50% доходной части федерального бюджета). Поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2004 году превысили 268 млрд.руб., в 2005 году - 465 млрд.руб., в 2006 году - 1083 млрд.руб., в 2007 году - 1038 млрд.руб.

Дальнейшее поступательное развитие России невозможно без укрепления отечественной минерально-сырьевой базы, в первую очередь без достижения воспроизводства запасов на уровнях, компенсирующих их добычу, темпы которой возрастают из года в год в соответствии с общемировыми тенденциями.

В отличие от многих ведущих стран мира, минерально-сырьевое обеспечение требуется России не только для поддержания и реконструкции имеющейся инфраструктуры, но и для создания новых инфраструктурных систем, обладающих весьма значительной материалоемкостью.

Россия, являясь крупнейшим в мире производителем и экспортером минерального сырья, в то же время по внутреннему потреблению ряда их видов (как по валовому, так и на душу населения) отстает от государств и регионов, вступивших в стадию постиндустриального развития.

Максимумы отечественного производства минерального сырья пришлись на 1985-1990 годы. Спад добычи, начавшийся с 1990-1991 годов, по большинству ведущих полезных ископаемых сменился ростом с начала 1996 года. При этом уровни добычи 1990 года к концу ХХ века практически по всем полезным ископаемым не были достигнуты.

Очевидно, что максимумы отечественного минерально-сырьевого производства близки к имеющимся технологическим мощностям добывающих предприятий и могут рассматриваться как показатели добычного потенциала, доступного для реализации без существенных капиталовложений (по крайней мере в течение ближайших 5-10 лет). Соответственно, оценка возможностей будущего производства может исходить из сроков достижения уровня созданного потенциала и экстраполяции соответствующих темпов роста добычи минерального сырья на дальнейшую перспективу, что естественно потребует роста капвложений для замещения выбывающих производственных мощностей.

Выбор сценариев развития отечественного минерально-сырьевого комплекса, темпов роста добычи каждого из 50 полезных ископаемых, включенных в данную программу, а также объемов погашения их запасов до 2020 года и соответствующих темпов компенсации добычи воспроизводством запасов основывается на индикаторах "Энергетической стратегии России" (2002 год), данных Минпромэнерго России (2004, 2007 годы), разработках бывшего Минпромнауки России (2002 год), ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" (2001 год), проекта долгосрочного прогноза роста российской экономики (2004 год), а также проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008 год).

Показатели ретроспективного анализа и различных вариантов прогноза воспроизводства минерально-сырьевой базы отражены в таблицах 1 и 2.

Долгосрочный прогноз роста российской экономики определил положение данной Программы в системе отечественных стратегий.

Принятие Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года, разработка проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (сентябрь 2007 года) позволили скорректировать значения индикаторов программных мероприятий.

Развитие нефтегазового комплекса определяется балансом внутреннего потребления и экспорта топливно-энергетических ресурсов. Потребление твердых полезных ископаемых связано с развитием металлургического и агропромышленного комплекса, транспорта, инновационной деятельности, человеческого капитала, жилищно-коммунального комплекса.

Проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается три сценария развития экономики России:

инерционный - в его основе лежит отказ от реализации новых долгосрочных проектов и программ;

энерго-сырьевой - предусматривает реализацию (в том числе в рамках частно-государственного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых, в новых районах добычи, что обеспечивает не только наращивание экспорта энергоносителей, сырья и топлива, но и увеличение их внутреннего потребления;

инновационный - предусматривает модернизацию инфраструктурных отраслей экономики при более высоком, чем во втором варианте, повышении эффективности энергосбережения, создание новых региональных центров экономического развития.

Значения индикаторов Программы, в первую очередь темпов погашения запасов твердых полезных ископаемых (собственно горнодобывающая промышленность), решающим образом зависят от темпов роста внутреннего энергопотребления, поскольку металлургические производства обладают высокой энергоемкостью. Рост последнего при снижении энергоемкости отечественного ВВП предусматривается как вторым, так и третьим сценариями.