Действующий

Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья

Таблица 2  

     
Прогноз потребности экономики в минеральном сырье на среднесрочную и долгосрочную перспективы (по данным Минпромэнерго России, 2007)

Виды минерального сырья

Единицы
измерения

2008-2010
годы

2011-2015
годы

2016-2020
годы

Металлургическое сырье

ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЫ:

Руда железа товарная

млн.т

93,0

94,5

95,0

Руда марганца товарная

млн.т

0,55

0,65

0,8

Руда хрома товарная

млн.т

1,9

2,1

2,3

Ванадий (38%)

тыс.т

15,0

17,0

20,0

ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЫ:*

_______________

 * Потребности в металлургическом сырье рассчитаны на производство указанных металлов из российского сырья с учетом ввода мощностей.

Алюминий (бокситы и нефелин)

млн.т

24,2

28,8

34,4

Никель (медно-никелевые и окисленные руды)

млн.т

4,7

5,8

5,9

Медь (медно-никелевые и прочие руды)

млн.т

35,0

37,8

41,8

Свинец (65% концентрат)

млн.т

0,193

0,222

0,256

Цинк (49% концентрат)

млн.т

0,62

0,73

0,82

Олово (70% концентрат)

тыс.т

7,2

8,7

10,2

Титан (42% диоксида титана, с учетом производства сварочных электродов)

млн.т

0,26

0,36

0,45

Молибден, млн.т

тыс.т

12,0

14,1

17,1

Вольфрам (65% концентрат)

тыс.т

37

44

53

Тантал**

тыс.т

0,8

0,8

0,92

_______________

 ** В качестве сопутствующего металла при добыче ниобиевых руд.

Ниобий

тыс.т

2,0

3,9

5,4

Цирконий (60% диоксида циркония)

млн.т

0,15

0,9

1,35

Плавиковый шпат

млн.т

1,04

1,25

1,50

Химическое сырье

Калийные соли (100% КО)

млн.т

5,3-5,9

10,5-12,4

11,7-14,6

Апатиты (100% РО)

млн.т

10,5-12,0

16,5-19,4

21,0-25,0

Фосфориты (100% РО)

млн.т

0,3-0,6

0,8-1,7

2,0-4,5


По основным индикаторам Программа в целом приближена ко второму сценарию, который должен обеспечить рост энергопотребления для достижения уровней добычи твердых полезных ископаемых, отвечающих имеющемуся производственному и технологическому потенциалу основных горнодобывающих предприятий России, с последующим ростом. Это необходимо для повышения уровней внутреннего потребления как в валовом выражении, так и в приведении на душу населения и на единицу ВВП.

Уровни увеличения производства к 2020 году твердых полезных ископаемых, добывающихся в наиболее значительных массах, варьируют от 1,27 до 1,60. Более значительный рост предусмотрен для полезных ископаемых, отечественное потребление которых в значительной мере обеспечивается за счет импорта при дефицитности отечественной минерально-сырьевой базы либо при неудовлетворительном уровне освоения уже имеющихся запасов (табл.3).

По принятым в проекте Программы индикаторам добыча нефти к 2020 году (530 млн.т) приближается к уровням 1980-1990 годов, но не достигает их; добыча газа, вышедшая в 2004 году (632,6 млрд.куб.м) на уровень 1990 года, продолжает наращиваться; прогнозируемые темпы угледобычи обеспечивают компенсацию происшедшего спада за 1990-2000 годы (на 35%), с выходом на ранее достигнутые уровни к 2010 году и дальнейшим ростом к 2020 году до 400-480 млн.т.

К 2010-2012 годам намечается достижение докризисных уровней добычи (погашения запасов) черных, легирующих и цветных металлов, алмазов и платиноидов, калийных солей; по бокситам, апатитам, фосфоритам эти уровни могут быть достигнуты не ранее 2020 года. Добыча золота из коренных месторождений уже в 2001 году превысила максимум 1990 года и в дальнейшем наращивается умеренными темпами, компенсируя устойчивое падение получения этого металла из россыпных месторождений.

В целом будущее минерально-сырьевое обеспечение экономики страны находится под влиянием следующих негативных факторов:

отсутствует отвечающая современным требованиям геолого-картографическая основа по ряду перспективных регионов России, сдерживающая проведение опережающих прогнозно-минерагенических исследований;

отсутствует освоенная минерально-сырьевая база некоторых отраслей промышленности, потребности которых покрываются за счет импорта как сырья, так и изделий (руды марганца, титана, хрома, олова, тантала, ниобия, циркония, а также бентонитов, барита, высокоглиноземного сырья, кристаллического графита);

многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых находятся на стадии падающей добычи (все крупнейшие месторождения нефти и газа Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота);

добыча большинства полезных ископаемых в течение ряда лет не компенсируется приростом запасов ни на эксплуатируемых, ни на новых объектах;

приближаются сроки исчерпания эксплуатируемых рентабельных запасов некоторых ликвидных полезных ископаемых - золота россыпного (2011 год), золота коренного (2015 год), нефти (2022 год), олова и платины (2018 год);

по интенсивно добываемым полезным ископаемым существенно сократился "поисковый задел", произошла убыль активных прогнозных ресурсов, практически отсутствует резерв объектов, на которых возможно получение существенных приростов запасов в ближайшие годы - нефть, золото, платина, никель, медь, бор, плавиковый шпат (флюорит);

некоторые полезные ископаемые при значительных запасах добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается за счет импорта - свинец, тантал, ниобий, вольфрам, барит, бентонит;

фонд недропользования, унаследованный от СССР и лишь частично пополненный за последние десятилетия, в своей ликвидной и инвестиционно привлекательной части практически полностью передан добывающим компаниям;

добыча ряда полезных ископаемых, в том числе стратегических, в значительной мере монополизирована, что ограничивает конкуренцию в недропользовании;

ведущие нефтегазовые и горнодобывающие компании, обладающие высокой обеспеченностью текущей добычи запасами, переданными в лицензионное пользование, воздерживаются от финансирования ранних стадий ГРР (прогноз, поиски) в связи с высоким уровнем геологических и экономических рисков; действующая система лицензионного недропользования не обеспечивает необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности собственно геологоразведочных работ;

в нераспределенном фонде недр велика доля запасов и месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно;

полные циклы геологоразведочных работ (от обнаружения перспективных площадей до открытия месторождений с приростом запасов) имеют продолжительность от 5 до 15 лет при непрерывном ведении работ и устойчивом финансировании, что не обеспечивалось в последние годы и привело к закреплению негативных факторов;

по отдельным полезным ископаемым геологоразведочные работы проводились в весьма ограниченных объемах либо не проводились вовсе - соли, фосфаты, особо чистый кварц, бентонит и др.

ранее выявленные ресурсы подземных вод используются далеко не в полной мере; многие разведанные месторождения оказались в сфере техногенного воздействия с ухудшением потребительских свойств вод.

Суммарное воздействие комплекса перечисленных факторов создает угрозы для динамичного развития экономики страны, а также для стабилизации и роста валютных поступлений от сырьевого экспорта. На ослабление действия негативных факторов и снижение уровня угроз направлена настоящая Программа, обеспечивающая поддержание баланса в системе: геологическое изучение - воспроизводство - использование минерально-сырьевых ресурсов.

Дополнительные мероприятия, включенные в Программу, обеспечивают выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и решений Правительственных комиссий.

Указ Президента Российской Федерации "О мерах по социально-экономическому развитию Читинской области и Агинского автономного округа" от 1 марта 2007 года N 260.

Правительству Российской Федерации:

оказать содействие в реализации мер по геологическому изучению недр в целях освоения месторождений полезных ископаемых на территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.