Прогноз потребности экономики в минеральном сырье на среднесрочную и долгосрочную перспективы (по данным Минпромэнерго России, 2007)
Виды минерального сырья | Единицы | 2008-2010 | 2011-2015 | 2016-2020 |
Металлургическое сырье | ||||
ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЫ: | ||||
Руда железа товарная | млн.т | 93,0 | 94,5 | 95,0 |
Руда марганца товарная | млн.т | 0,55 | 0,65 | 0,8 |
Руда хрома товарная | млн.т | 1,9 | 2,1 | 2,3 |
Ванадий (38%) | тыс.т | 15,0 | 17,0 | 20,0 |
ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЫ:* | ||||
_______________ * Потребности в металлургическом сырье рассчитаны на производство указанных металлов из российского сырья с учетом ввода мощностей. | ||||
Алюминий (бокситы и нефелин) | млн.т | 24,2 | 28,8 | 34,4 |
Никель (медно-никелевые и окисленные руды) | млн.т | 4,7 | 5,8 | 5,9 |
Медь (медно-никелевые и прочие руды) | млн.т | 35,0 | 37,8 | 41,8 |
Свинец (65% концентрат) | млн.т | 0,193 | 0,222 | 0,256 |
Цинк (49% концентрат) | млн.т | 0,62 | 0,73 | 0,82 |
Олово (70% концентрат) | тыс.т | 7,2 | 8,7 | 10,2 |
Титан (42% диоксида титана, с учетом производства сварочных электродов) | млн.т | 0,26 | 0,36 | 0,45 |
Молибден, млн.т | тыс.т | 12,0 | 14,1 | 17,1 |
Вольфрам (65% концентрат) | тыс.т | 37 | 44 | 53 |
Тантал** | тыс.т | 0,8 | 0,8 | 0,92 |
_______________ ** В качестве сопутствующего металла при добыче ниобиевых руд. | ||||
Ниобий | тыс.т | 2,0 | 3,9 | 5,4 |
Цирконий (60% диоксида циркония) | млн.т | 0,15 | 0,9 | 1,35 |
Плавиковый шпат | млн.т | 1,04 | 1,25 | 1,50 |
Химическое сырье | ||||
Калийные соли (100% КО) | млн.т | 5,3-5,9 | 10,5-12,4 | 11,7-14,6 |
Апатиты (100% РО) | млн.т | 10,5-12,0 | 16,5-19,4 | 21,0-25,0 |
Фосфориты (100% РО) | млн.т | 0,3-0,6 | 0,8-1,7 | 2,0-4,5 |
По основным индикаторам Программа в целом приближена ко второму сценарию, который должен обеспечить рост энергопотребления для достижения уровней добычи твердых полезных ископаемых, отвечающих имеющемуся производственному и технологическому потенциалу основных горнодобывающих предприятий России, с последующим ростом. Это необходимо для повышения уровней внутреннего потребления как в валовом выражении, так и в приведении на душу населения и на единицу ВВП.
Уровни увеличения производства к 2020 году твердых полезных ископаемых, добывающихся в наиболее значительных массах, варьируют от 1,27 до 1,60. Более значительный рост предусмотрен для полезных ископаемых, отечественное потребление которых в значительной мере обеспечивается за счет импорта при дефицитности отечественной минерально-сырьевой базы либо при неудовлетворительном уровне освоения уже имеющихся запасов (табл.3).
По принятым в проекте Программы индикаторам добыча нефти к 2020 году (530 млн.т) приближается к уровням 1980-1990 годов, но не достигает их; добыча газа, вышедшая в 2004 году (632,6 млрд.куб.м) на уровень 1990 года, продолжает наращиваться; прогнозируемые темпы угледобычи обеспечивают компенсацию происшедшего спада за 1990-2000 годы (на 35%), с выходом на ранее достигнутые уровни к 2010 году и дальнейшим ростом к 2020 году до 400-480 млн.т.
К 2010-2012 годам намечается достижение докризисных уровней добычи (погашения запасов) черных, легирующих и цветных металлов, алмазов и платиноидов, калийных солей; по бокситам, апатитам, фосфоритам эти уровни могут быть достигнуты не ранее 2020 года. Добыча золота из коренных месторождений уже в 2001 году превысила максимум 1990 года и в дальнейшем наращивается умеренными темпами, компенсируя устойчивое падение получения этого металла из россыпных месторождений.
В целом будущее минерально-сырьевое обеспечение экономики страны находится под влиянием следующих негативных факторов:
отсутствует отвечающая современным требованиям геолого-картографическая основа по ряду перспективных регионов России, сдерживающая проведение опережающих прогнозно-минерагенических исследований;
отсутствует освоенная минерально-сырьевая база некоторых отраслей промышленности, потребности которых покрываются за счет импорта как сырья, так и изделий (руды марганца, титана, хрома, олова, тантала, ниобия, циркония, а также бентонитов, барита, высокоглиноземного сырья, кристаллического графита);
многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых находятся на стадии падающей добычи (все крупнейшие месторождения нефти и газа Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота);
добыча большинства полезных ископаемых в течение ряда лет не компенсируется приростом запасов ни на эксплуатируемых, ни на новых объектах;
приближаются сроки исчерпания эксплуатируемых рентабельных запасов некоторых ликвидных полезных ископаемых - золота россыпного (2011 год), золота коренного (2015 год), нефти (2022 год), олова и платины (2018 год);
по интенсивно добываемым полезным ископаемым существенно сократился "поисковый задел", произошла убыль активных прогнозных ресурсов, практически отсутствует резерв объектов, на которых возможно получение существенных приростов запасов в ближайшие годы - нефть, золото, платина, никель, медь, бор, плавиковый шпат (флюорит);
некоторые полезные ископаемые при значительных запасах добываются в ограниченных масштабах, а внутреннее потребление обеспечивается за счет импорта - свинец, тантал, ниобий, вольфрам, барит, бентонит;
фонд недропользования, унаследованный от СССР и лишь частично пополненный за последние десятилетия, в своей ликвидной и инвестиционно привлекательной части практически полностью передан добывающим компаниям;
добыча ряда полезных ископаемых, в том числе стратегических, в значительной мере монополизирована, что ограничивает конкуренцию в недропользовании;
ведущие нефтегазовые и горнодобывающие компании, обладающие высокой обеспеченностью текущей добычи запасами, переданными в лицензионное пользование, воздерживаются от финансирования ранних стадий ГРР (прогноз, поиски) в связи с высоким уровнем геологических и экономических рисков; действующая система лицензионного недропользования не обеспечивает необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности собственно геологоразведочных работ;
в нераспределенном фонде недр велика доля запасов и месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно;
полные циклы геологоразведочных работ (от обнаружения перспективных площадей до открытия месторождений с приростом запасов) имеют продолжительность от 5 до 15 лет при непрерывном ведении работ и устойчивом финансировании, что не обеспечивалось в последние годы и привело к закреплению негативных факторов;
по отдельным полезным ископаемым геологоразведочные работы проводились в весьма ограниченных объемах либо не проводились вовсе - соли, фосфаты, особо чистый кварц, бентонит и др.
ранее выявленные ресурсы подземных вод используются далеко не в полной мере; многие разведанные месторождения оказались в сфере техногенного воздействия с ухудшением потребительских свойств вод.
Суммарное воздействие комплекса перечисленных факторов создает угрозы для динамичного развития экономики страны, а также для стабилизации и роста валютных поступлений от сырьевого экспорта. На ослабление действия негативных факторов и снижение уровня угроз направлена настоящая Программа, обеспечивающая поддержание баланса в системе: геологическое изучение - воспроизводство - использование минерально-сырьевых ресурсов.
Дополнительные мероприятия, включенные в Программу, обеспечивают выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и решений Правительственных комиссий.
Правительству Российской Федерации:
оказать содействие в реализации мер по геологическому изучению недр в целях освоения месторождений полезных ископаемых на территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.