Действующий

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек

ВВЕДЕНИЕ


В 1994 году был опубликован третий вариант Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке. Он сразу же был признан важным документом, излагающим основополагающие принципы службы публичных библиотек. Манифест был переведен более чем на 20 языков и оказал важное влияние на развитие публичных библиотек (см.приложение 1*). Однако вскоре столь же очевидной стала необходимость разработки более детального документа, который служил бы руководством и стандартом для практического использования библиотекарями и лицами, ответственными за принятие решений, в целях дальнейшего развития служб публичных библиотек. Поэтому Комитет Секции публичных библиотек ИФЛА решил подготовить новое руководство и поручил эту работу группе из шести своих членов.

________________

* Текст приложения 1 в Библиотеке и Законе не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 1973 году ИФЛА опубликовала "Стандарты для публичных библиотек", которые были переизданы с небольшими изменениями в 1977 году. В 1986 году они были заменены "Руководством для публичных библиотек". Обе эти публикации не смогли отразить бурное развитие информационных технологий, которое мы наблюдали в течение последних нескольких лет. Как видно из их названия, они предлагали два различных подхода к проблеме практического руководства деятельностью библиотекарей. В введении к Стандартам 1973 года говорится: "Разработка стандартов для отдельных стран не была признана целесообразной, поскольку общие цели во всех странах были одинаковы, а определяющим фактором были возможные темпы развития". Поэтому вариант 1973 года предусматривает лишь ряд количественных стандартов, включая размер библиотечных фондов, количество административных единиц, рабочее время, численность персонала и стандарты для библиотечных зданий.

Составители Руководства 1986 года придерживались другой точки зрения: "В условиях, когда потребности и ресурсы столь различны, общих стандартов для служб быть не может... Мы не предлагаем правила, а даем советы, основанные на опыте, который приобретен в самых разных странах и который может быть применен повсеместно... Рекомендации относительно желательного уровня резервов, которые основаны на прошлом опыте в совершенно других условиях, непременно будут ненадежными и неправильными". Статистические данные о публичных библиотеках в различных странах были приведены в приложении*, и библиотечные работники могли использовать их для сравнительной оценки собственной службы.

________________

* Текст приложения в Библиотеке и Законе не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В ходе подготовки настоящего нового издания были поставлены и рассмотрены многие проблемы, однако главными, пожалуй, были следующие три:

Должен ли заключительный документ включать в себя как руководящие принципы, так и количественные стандарты, или же он должен ограничиться лишь руководящими принципами?

Можно ли подготовить вариант, который мог бы иметь практическую пользу для библиотекарей в странах с разным уровнем развития служб публичных библиотек и с очень разным уровнем имеющихся ресурсов?

Можно ли давать какие-либо рекомендации относительно использования информационных и коммуникационных технологий в публичных библиотеках в условиях, когда имеются столь большие различия в их наличии и в ресурсах для их обеспечения и поддержки?

Чтобы выяснить точки зрения по этим и другим проблемам, в августе 1998 года в Нордвике (Нидерланды) был проведен семинар, на котором обсуждались содержание нового издания и его форма. В работе семинара участвовали 22 библиотекаря, представлявших 21 страну из разных частей мира и публичные библиотеки, находящиеся на разных стадиях развития и имеющие разные ресурсы. Выводы, сделанные в конце этого полезного мероприятия, были использованы в ходе работы группы, занимавшейся пересмотром документа.

Участники семинара в Нордвике решительно поддержали мнение о том, что новое издание должно включать в себя некоторые практические стандарты и не должно ограничиваться одними лишь руководящими принципами и рекомендациями. Выяснилось, что, хотя о существовании Стандартов 1973 года знали многие и эти стандарты все еще в какой-то степени соблюдались, Руководство 1986 года не нашло такого же практического применения. Хотя участники семинара хорошо понимали, что в разных странах мира публичные библиотеки работают в самых разных социальных и экономических условиях, было решено, что, для того чтобы новое издание имело практическое применение, оно должно включать в себя некоторые рекомендуемые стандарты.

Решение включить в текст стандарты подчеркивает важность второго вопроса: может ли какой-то набор стандартов и руководящих принципов найти всеобщее применение? По завершении работы над каждым проектом он направлялся участникам семинара в Нордвике, а также ряду других лиц, проявлявших интерес к этому начинанию, для выяснения их мнения. Встречи по обсуждению проекта были проведены в ходе конференций ИФЛА в Амстердаме (1998 год), Бангкоке (1999 год) и Иерусалиме (2000 год). Такие консультации стали ценнейшей составной частью проекта. Они показали широту международного движения в поддержку публичных библиотек, а также выявили как общие, так и отличительные черты публичных библиотек в разных странах и обществах.

Несмотря на разный уровень библиотечного обслуживания и разный объем финансирования мероприятий по содержанию и развитию публичных библиотек, было решено, что нецелесообразно попытаться подготовить такое новое издание, которое было бы рассчитано лишь на одну группу публичных библиотек - например, в "развитых" или "развивающихся" странах. Такое деление было бы неправильным, поскольку уровень и объем услуг, а также эффективность службы не обязательно зависят от имеющихся ресурсов. Библиотеки в любой стране и на любом уровне развития могут совершенствоваться и все они могут иметь как сильные, так и слабые стороны. Поэтому было решено разработать комплекс руководящих принципов и стандартов, которые могли бы распространяться на любую публичную библиотеку на определенном этапе ее развития. Мы понимаем, что трудно соблюдать стандарты в условиях, когда отсутствуют надежные данные о численности населения, поэтому мы предлагаем альтернативные подходы. Мы рекомендуем использовать также и более детализированные руководящие принципы, разработанные специализированными подразделениями ИФЛА. В тех случаях, когда публичные библиотеки не могут сразу обеспечить соблюдение всех стандартов и рекомендаций, мы надеемся, что они поставят перед собой такую цель и будут стремиться к ее достижению. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для того, чтобы библиотекари могли использовать ее для улучшения библиотечного обслуживания.

Мы также включили несколько примеров библиотечного обслуживания в разных странах мира. Их не следует считать исчерпывающими или выдающимися - они призваны лишь проиллюстрировать текст несколькими наглядными примерами того, что происходит в публичных библиотеках в разных странах мира, чтобы иметь хотя бы общее представление об оригинальных решениях некоторых конкретных проблем. Мы понимаем, что эти иллюстрации весьма избирательны и что можно было бы привести множество других столь же убедительных примеров. Все они наглядно показывают, что конкретно делается в мире для того, чтобы приспособить службу публичных библиотек к нуждам пользователей в местных условиях. Мы также включили адреса нескольких веб-сайтов для получения более подробной информации о некоторых инициативных решениях.

За последние несколько лет бурное развитие информационных технологий радикально изменило методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней. Взаимодополняемость информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечивать доступ к информации такими методами, которые трудно было представить себе в 1986 году, когда вышло последнее издание Руководства. Перемены происходят ускоренными темпами, и процесс этот продолжается, оставляя в стороне лишь некоторые области человеческой деятельности. Что же касается публичных библиотек, главной задачей которых является предоставление информации, то они стоят на пороге радикальных перемен во всех областях своей деятельности, включая организационную работу и практическое обслуживание.

Многие публичные библиотеки ответили на вызов электронной революции и воспользовались представившейся возможностью для развития своих служб совершенно по-новому, с использованием смелых и неожиданных решений. Однако и у этой медали есть оборотная сторона. В докладе Организации Объединенных Наций о развитии людских ресурсов (1999 год), где отмечается, что Интернет стал самым быстроразвивающимся средством коммуникации за всю историю человечества, обращается внимание на тот факт, что, хотя в странах Южной Азии и проживает 23,5% населения Земли, на них приходится менее 0,1% всех пользователей Интернета. В четверти стран мира на каждые сто жителей приходится менее одного телефона. Чтобы воспользоваться возможностями, предоставляемыми информационными и коммуникационными технологиями, необходимы грамотность, компьютерные навыки и надежные коммуникационные сети. Риск растущего разрыва между информационно богатыми и информационно бедными странами сегодня велик как никогда. Этот разрыв угрожает не только странам с разным уровнем развития, но и группам людей и отдельным гражданам страны. В докладе Организации Объединенных Наций говорится: "Необходимо принять решительные меры, направленные на то, чтобы развивающиеся страны - а также бедные повсюду в мире - были вовлечены в глобальный разговор".

Публичные библиотеки имеют прекрасную возможность содействовать вовлечению каждого в такой глобальный разговор и устранить разрыв в "цифровых технологиях". Они могут добиться этого, обеспечивая широкой публике доступ к информационным технологиям, обучая людей основам компьютерной грамотности и участвуя в программах по борьбе с неграмотностью. Однако для обеспечения принципа равного доступа для всех они должны также продолжать поддерживать службы, предоставляющие информацию иными способами - например, путем распространения печатных изданий или путем использования устных традиций. Такие службы, скорее всего, сохранят свое большое значение в ближайшие годы. Хотя одной из главных задач публичной библиотеки должно стать обеспечение доступа к электронной информации, необходимо принимать все меры к тому, чтобы оставались открытыми и другие каналы, по которым можно было бы передавать знания и информацию. Все эти факторы ставят перед публичными библиотеками трудную задачу, и то, как они справятся с ней, будет определять дальнейшую жизнеспособность службы публичных библиотек. Настоящие рекомендации были сформулированы с учетом всех этих факторов.

В своем вступлении к "Руководству" 1986 года Артур Джоунс написал: "Рабочая группа определила множество императивов - слова "необходимо" и "следует" встречаются здесь довольно часто. Тем не менее это не свод правил для организации идеальной библиотечной службы - это лишь инструмент, призванный помочь развитию служб, которые наилучшим образом отвечали бы потребностям вашего общества. Руководство будет предлагать то, что может оказаться выполнимым, однако местные условия будут диктовать то, что целесообразно как для самих служб, так и для их организации". Мы хотели бы повторить это заявление. Публичная библиотека - это служба, находящаяся в конкретной местности, удовлетворяющая потребности конкретной местной общины и действующая в условиях жизни такой общины. Настоящее руководство разработано для того, чтобы помочь библиотекарям в любых условиях развивать эффективную службу публичных библиотек, отвечающую требованиям местной общины. Для тех, кто стремится к знанию, информации и творческой работе в условиях нынешнего сложного и динамичного информационного мира, очень важно, чтобы это руководство было успешно претворено в жизнь.

Филип Гилл