ПРИКАЗ
от 31 июля 2008 года N 117
Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов
____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 февраля 2010 года на основании
приказа Минрегиона России от 30 октября 2009 года N 493
____________________________________________________________________
Во исполнение подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 года N 468 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 года N 134" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3064)
приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов.
Министр
Д.Н.Козак
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 августа 2008 года,
регистрационный N 12067
МЕТОДИКА
расчета показателей и применения критериев эффективности
региональных инвестиционных проектов
1. Настоящая Методика предназначена для оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - Фонд), в соответствии с критериями, установленными Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 года N 134 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3064) (далее - Правила).
2. Методика используется в целях подготовки решений о предоставлении бюджетных ассигнований Фонда для реализации инвестиционных проектов. Методика может быть использована при подготовке технико-экономических обоснований (бизнес-планов) указанных инвестиционных проектов, а также при проведении экспертизы инвестиционных проектов.
3. Настоящая Методика устанавливает общие требования к расчету количественных показателей эффективности.
4. Показатели экономической эффективности региональных инвестиционных проектов определяются как часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта.
Предельное значение указанного показателя определяется в соответствии с пунктом 8.9 настоящей Методики.
5. Показатели финансовой эффективности региональных инвестиционных проектов определяются как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов.
Предельное значение указанного показателя определяется в соответствии с пунктом 8.7 настоящей Методики.
6. Показатели бюджетной эффективности региональных инвестиционных проектов определяются как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные реализацией данных проектов, к объему бюджетных ассигнований Фонда.
Предельное значение указанного показателя определяется в соответствии с пунктом 8.8 настоящей Методики.
7. Показателями социального эффекта, достигаемого в результате реализации регионального инвестиционного проекта, являются:
повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;
повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;
улучшение состояния окружающей среды;
повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
8. К критериям эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, относятся:
8.1. Соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Оценка соответствия регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется в части:
соответствия проекта приоритетным направлениям развития субъекта Российской Федерации, определенным в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
соответствия целей и ожидаемых результатов реализации проекта количественным и качественным целевым индикаторам и планируемым результатам реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
8.2. Наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией регионального инвестиционного проекта.
Значения показателей, необходимых для оценки социальных эффектов, указанных в настоящем пункте, должны быть подтверждены соответствующими расчетами и обоснованиями и основываться на данных государственной статистической отчетности.
8.3. Невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки.
Невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки подтверждается одновременным выполнением следующих условий:
- необходимость создания и/или реконструкции в рамках реализации регионального инвестиционного проекта объектов, которые в соответствии с федеральными законами находятся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
- отрицательное значение чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта, рассчитанной без учета использования государственной поддержки;
- невозможность привлечения заемных финансовых ресурсов ввиду длительного срока окупаемости регионального инвестиционного проекта.
8.4. Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта.
Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта (500 млн.рублей) определяется на основании данных технико-экономического обоснования регионального инвестиционного проекта, подтвержденных сводным заключением государственной экспертизы на проектную документацию по инвестиционному проекту.
8.5. Соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации минимальному уровню такого финансирования проекта.
8.5.1. Значение минимального уровня финансирования проекта из средств бюджета субъекта Российской Федерации определяется по следующей формуле:
Уi=0,20+0,60*(БOi-БОмин)/(БОмакс-БОмин),
где:
Уi - значение минимального уровня финансирования проекта из средств бюджета i-гo субъекта Российской Федерации в общей сумме бюджетных ассигнований Фонда и средств бюджета i-гo субъекта Российской Федерации, направляемых на финансирование проекта, в соответствующем финансовом году;
БOi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-гo субъекта Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году, определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 48, ст.4797; 2006, N 39, ст.4088; 2007, N 46, ст.5584);
БОмин - минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году, определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";
БОмакс - максимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году, определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
8.5.2. Значение минимального уровня финансирования проекта из средств бюджета субъекта Российской Федерации должно соблюдаться в отношении каждого регионального инвестиционного проекта в субъекте Российской Федерации.
В отношении инвестиционных проектов, имеющих межрегиональное значение, значение указанной минимальной доли должно соблюдаться в каждом из соответствующих субъектов Российской Федерации.
8.6. Соответствие региональных инвестиционных проектов критериям финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта.
Основным условием обеспечения финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта является окупаемость инвестиций в период реализации проекта с учетом стоимости капитала во времени. Влияние структуры капитала учитывается через стоимость капитала, задействованного в региональном инвестиционном проекте.
Все параметры, описывающие региональный инвестиционный проект, должны быть сведены в финансовую модель регионального инвестиционного проекта, включающую связанные прогнозные отчетные формы - отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств, выполненные на срок прямого прогнозирования денежных потоков. Указанные отчеты составляются на основании установленных форм бухгалтерской отчетности. Результатом построения финансовой модели регионального инвестиционного проекта должны являться временные ряды показателей, требующихся для оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности регионального инвестиционного проекта.
Все риски (в том числе сырьевые, ценовые, валютные, проектные) должны быть учтены в параметрах финансовой модели.
Расчет показателей финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта осуществляется на основе цен и валютных курсов, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается заявка на предоставление государственной поддержки для реализации регионального инвестиционного проекта.
8.7. Критерии финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта.
Оценка финансовой эффективности осуществляется на основе построения финансовой модели регионального инвестиционного проекта.
8.7.1. Критерий чистой приведенной стоимости (Net Present Value, NPV). Под чистой приведенной стоимостью регионального инвестиционного проекта понимаются приведенные к моменту времени 0 с использованием средневзвешенной стоимости капитала прогнозные размеры свободных денежных потоков регионального инвестиционного проекта в период (0, Т) и стоимости прав собственности на бизнес на момент времени Т. Применение критерия основано на расчете показателя NPV:
,
где:
- свободный денежный поток в периоде t;
- свободный денежный поток на начало реализации регионального инвестиционного проекта;
- средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в региональный инвестиционный проект, на начало периода t, в годовом исчислении;
VT - оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления регионального инвестиционного проекта на момент времени Т;
Т - момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования свободных денежных потоков регионального инвестиционного проекта.
8.7.2. Применение критерия внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) основано на расчете показателя IRR (с учетом использования государственной поддержки), удовлетворяющего следующему уравнению:
.
8.7.3. В каждом периоде , где - операционный денежный поток регионального инвестиционного проекта в периоде t, a - инвестиционный денежный поток в периоде t. Таким образом, оценка активности регионального инвестиционного проекта предполагает для каждого периода t = оценку операционного и инвестиционного денежных потоков регионального инвестиционного проекта.
8.7.4. Средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в региональный инвестиционный проект, на начало периода t, - , - рассчитывается следующим образом:
,