В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях в 2008-2009 годах систем оплаты труда, принципы которых апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования.
Заместитель директора
Департамента
В.А.Русаков
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях
в 2008-2009 годах систем оплаты труда, принципы которых
апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации
в рамках реализации комплексных проектов модернизации
образования"
Одним из условий повышения качества дошкольного образования является установление зависимости размера заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) от качества их труда. В связи с этим предлагаемые методические рекомендации имеют целью раскрыть некоторые возможные подходы к введению новой системы оплаты труда педагогов (и других работников) ДОУ, в основе которой лежит стимулирование качественного педагогического труда.
Основными задачами разработки и введения новой системы оплаты труда является создание механизмов:
- повышения эффективности и качества педагогического труда;
- повышения мотивации педагогических работников ДОУ к качественному труду;
- повышения кадровой обеспеченности ДОУ, в том числе путем привлечения к работе высококвалифицированных специалистов, закрепления в дошкольных образовательных учреждениях молодых кадров.
При разработке и введении новой системы оплаты труда необходимо учитывать обязательность соблюдения следующих принципов:
- разделение фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части, обеспечение их оптимального соотношения;
- обеспечение оптимального соотношения численности педагогических кадров и иных сотрудников ДОУ;
- участие органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления ДОУ, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;
- нормативное подушевое финансирование дошкольных образовательных учреждений в части обеспечения выплаты заработной платы и расходов,.связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования и непосредственной организацией воспитательно-образовательного процесса;
- доведение средств по нормативу до уровня дошкольных образовательных учреждений;
- финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ;
- учет сложности и интенсивности труда педагогических работников при формировании их заработной платы;
- установление зависимости размера заработной платы руководителя ДОУ от среднего размера заработной платы работников ДОУ.
Правовым основанием введения новой системы оплаты труда педагогов государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", часть 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 года N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Данные рекомендации были разработаны с учетом результатов внедрения в 2007 году в регионах Российской Федерации новой системы оплаты труда (далее - НСОТ) для работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования. Предлагаемые рекомендации описывают возможные подходы к введению новой системы оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений.
Предполагается, что формирование фонда оплаты труда ДОУ осуществляется в пределах выделенных дошкольному образовательному учреждению на текущий финансовый год ассигнований, не ниже норматива подушевого финансирования, установленного законодательными и нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Фонд оплаты труда может быть рассчитан по следующей формуле:
ФОТ = N х П х Д х В, где:
ФОТ - фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения;
N - норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, установленный не ниже утвержденного субъектом Российской Федерации, в расчете на одного воспитанника;
П - поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения (зависит от категории воспитанников, необходимости оказания услуг по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, места нахождения образовательного учреждения - в городской или сельской местности, других критериев);
Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;
В - количество воспитанников ДОУ.
Фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения делится на фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТ) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТ
):
ФОТ = ФОТ
+ ФОТ
.
Указанный централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТ) формируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся дошкольные образовательные учреждения. Формирование указанного фонда может осуществляться по следующей формуле:
ФОТ = ФОТ
х ц, где:
ФОТ - отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;
ФОТ- фонд оплаты труда дошкольных образовательных учреждений;
ц - централизуемая доля ФОТ, размер которой устанавливается учредителем. Рекомендуемая доля ц не превышает 5%.
Фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТ) состоит из базовой части (ФОТ
) и стимулирующей части (ФОТ
):
ФОТ= ФОТ
+ ФОТ
.
Объем стимулирующей части определяется по формуле:
ФОТ= ФОТ
х с, где
с - доля, которую ФОТ составляет в ФОТ
.
(Рекомендуемое значение доли стимулирующей части ФОТ - около 30%. Значение с определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.)
Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТ) обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (воспитатели, специалисты), других работников ДОУ в соответствии со штатным расписанием и складывается из:
ФОТ =ФОТ
+ ФОТ
+ ФОТ
, где:
ФОТ - базовая часть фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;
ФОТ - базовая часть фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс;
ФОТ - базовая часть фонда оплаты труда для других работников ДОУ в соответствии со штатным расписанием.
Руководитель ДОУ с учетом специфики реализуемой образовательной программы и мнения органа, осуществляющего государственно-общественный характер управления ДОУ, формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом:
- доля фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТ), устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;
- доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала (ФОТ) и других работников ДОУ (за исключением педагогических работников) (ФОТ
) устанавливается на уровне, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
Каждая из составляющих базовой части фонда оплаты труда, в свою очередь, делится на общую часть и специальную часть.
Объем фонда оплаты труда педагогических работников определяется по формуле:
ФОТ= ФОТ
х пп, где
пп - доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего воспитательно-образовательный процесс, в базовой части ФОТ.
Базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТ), состоит из общей части (ФОТ
), включающей базовые оклады педагогов, и специальной части (ФОТ
):
ФОТ= ФОТ
+ ФОТ
.
Объем специальной части определяется по формуле:
ФОТ= ФОТ
х сп, где
сп - доля специальной части ФОТ, устанавливаемая дошкольным образовательным учреждением самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения базовых окладов педагогическим работникам за счет ФОТ
.
Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТ), включает в себя:
- повышающие коэффициенты, учитывающие квалификацию педагогов, сложность и интенсивность их работы;
- выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации либо нормативными актами субъекта Российской Федерации;
- доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.
Оклад (должностной оклад) каждого педагога О рассчитывается исходя из величины базового оклада с учетом повышающих коэффициентов, учитывающих уровень квалификации, сложность и интенсивность педагогического труда: