Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
 В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 31 марта 2008 года N 03-599


О внедрении в дошкольных образовательных
учреждениях новых систем оплаты труда


В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях в 2008-2009 годах систем оплаты труда, принципы которых апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования.


Заместитель директора
Департамента
В.А.Русаков

     

     

Приложение

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях
в 2008-2009 годах систем оплаты труда, принципы которых
апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации
в рамках реализации комплексных проектов модернизации
образования"



Одним из условий повышения качества дошкольного образования является установление зависимости размера заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) от качества их труда. В связи с этим предлагаемые методические рекомендации имеют целью раскрыть некоторые возможные подходы к введению новой системы оплаты труда педагогов (и других работников) ДОУ, в основе которой лежит стимулирование качественного педагогического труда.

Основными задачами разработки и введения новой системы оплаты труда является создание механизмов:

- повышения эффективности и качества педагогического труда;

- повышения мотивации педагогических работников ДОУ к качественному труду;

- повышения кадровой обеспеченности ДОУ, в том числе путем привлечения к работе высококвалифицированных специалистов, закрепления в дошкольных образовательных учреждениях молодых кадров.

При разработке и введении новой системы оплаты труда необходимо учитывать обязательность соблюдения следующих принципов:

- разделение фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части, обеспечение их оптимального соотношения;

- обеспечение оптимального соотношения численности педагогических кадров и иных сотрудников ДОУ;

- участие органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления ДОУ, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

- нормативное подушевое финансирование дошкольных образовательных учреждений в части обеспечения выплаты заработной платы и расходов,.связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования и непосредственной организацией воспитательно-образовательного процесса;

- доведение средств по нормативу до уровня дошкольных образовательных учреждений;

- финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ;

- учет сложности и интенсивности труда педагогических работников при формировании их заработной платы;

- установление зависимости размера заработной платы руководителя ДОУ от среднего размера заработной платы работников ДОУ.

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда педагогов государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", часть 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 года N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Данные рекомендации были разработаны с учетом результатов внедрения в 2007 году в регионах Российской Федерации новой системы оплаты труда (далее - НСОТ) для работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования. Предлагаемые рекомендации описывают возможные подходы к введению новой системы оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений.

Предполагается, что формирование фонда оплаты труда ДОУ осуществляется в пределах выделенных дошкольному образовательному учреждению на текущий финансовый год ассигнований, не ниже норматива подушевого финансирования, установленного законодательными и нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Фонд оплаты труда может быть рассчитан по следующей формуле:

ФОТ = N х П х Д х В, где:

ФОТ - фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения;

N - норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, установленный не ниже утвержденного субъектом Российской Федерации, в расчете на одного воспитанника;

П - поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения (зависит от категории воспитанников, необходимости оказания услуг по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, места нахождения образовательного учреждения - в городской или сельской местности, других критериев);

Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

В - количество воспитанников ДОУ.

Фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения делится на фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТ) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТ):

ФОТ = ФОТ+ ФОТ.

Указанный централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ (ФОТ) формируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся дошкольные образовательные учреждения. Формирование указанного фонда может осуществляться по следующей формуле:

ФОТ = ФОТ х  ц, где:

ФОТ - отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;

ФОТ- фонд оплаты труда дошкольных образовательных учреждений;

ц - централизуемая доля ФОТ, размер которой устанавливается учредителем. Рекомендуемая доля ц не превышает 5%.

Фонд оплаты труда работников ДОУ (ФОТ) состоит из базовой части (ФОТ) и стимулирующей части (ФОТ):

ФОТ= ФОТ + ФОТ.

Объем стимулирующей части определяется по формуле:

ФОТ= ФОТ х с, где

с - доля, которую ФОТ составляет в ФОТ.

(Рекомендуемое значение доли стимулирующей части ФОТ - около 30%. Значение с определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.)

Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТ) обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (воспитатели, специалисты), других работников ДОУ в соответствии со штатным расписанием и складывается из:

ФОТ =ФОТ + ФОТ+ ФОТ, где:

ФОТ - базовая часть фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТ - базовая часть фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс;

ФОТ - базовая часть фонда оплаты труда для других работников ДОУ в соответствии со штатным расписанием.

Руководитель ДОУ с учетом специфики реализуемой образовательной программы и мнения органа, осуществляющего государственно-общественный характер управления ДОУ, формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом:

- доля фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТ), устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;

- доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала (ФОТ) и других работников ДОУ (за исключением педагогических работников) (ФОТ) устанавливается на уровне, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Каждая из составляющих базовой части фонда оплаты труда, в свою очередь, делится на общую часть и специальную часть.

Объем фонда оплаты труда педагогических работников определяется по формуле:

ФОТ= ФОТх пп, где

пп - доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего воспитательно-образовательный процесс, в базовой части ФОТ.

Базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТ), состоит из общей части (ФОТ), включающей базовые оклады педагогов, и специальной части (ФОТ):

ФОТ= ФОТ+ ФОТ.

Объем специальной части определяется по формуле:

ФОТ= ФОТх сп, где

сп - доля специальной части ФОТ, устанавливаемая дошкольным образовательным учреждением самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения базовых окладов педагогическим работникам за счет ФОТ.

Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТ), включает в себя:

- повышающие коэффициенты, учитывающие квалификацию педагогов, сложность и интенсивность их работы;

- выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации либо нормативными актами субъекта Российской Федерации;

- доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.

Оклад (должностной оклад) каждого педагога О рассчитывается исходя из величины базового оклада с учетом повышающих коэффициентов, учитывающих уровень квалификации, сложность и интенсивность педагогического труда:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»