Действующий

О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения

Приложение
к письму
Минобрнауки России
от 31 января 2008 года N 03-133

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения



Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года.

В названных документах обозначены базовые принципы развития системы российского образования:

- открытость к общественным запросам и требованиям времени;

- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;

- переход на современные образовательные технологии;

- обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.

Необходимой предпосылкой общедоступности качественного общего образования является обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, обеспечивающего успешность в школе, - одна из приоритетных задач развития образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет строительства новых дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), реконструкции зданий ДОУ, а также за счет использования внутренних резервов системы образования: перепрофилирования образовательных учреждений, открытия дополнительных групп в уже действующих ДОУ, использования пустующих помещений в образовательных учреждениях других типов.

В настоящее время в образовательной практике реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения (далее - модели)*.

_______________

* Характеристики моделей более подробно описаны в методических рекомендациях, направленных в субъекты РФ в 2005 и 2006 годах (письма Минобрнауки России от 23.12.2005 N 03-2375 и от 25.12.2006 N 03-2998).


I. Модель, реализуемая в группах полного дня для детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - модель N 1). Модель N 1 характеризуется тем, что организация воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях полного дня в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей, в которых созданы соответствующие условия.

II. Модель, реализуемая в группах кратковременного пребывания детей (далее - модель N 2). Модель N 2 характеризуется тем, что организация воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 3-5 часов в день от 3 до 5 раз в неделю)на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры и родительских сообществ.

III. Модель, реализуемая в условиях семейного воспитания (далее - модель N 3), характеризуется тем, что дошкольное образование организуется в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями, а также в форме гувернерства.

Внедрение указанных моделей в образовательную практику осуществляется через организацию деятельности органов местного самоуправления по обеспечению равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, и том числе посредством нормативных, финансово-экономических механизмов.