Нормативные механизмы - это совокупность законодательных, нормативных правовых актов различных уровней (федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения).
При внедрении моделей необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня:
- Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации''';
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ;
- Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании";
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 677);
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.09.97 N 1204);
Для внедрения модели N 1 необходимы также:
1. Законодательный или другой нормативный правовой акт субъекта РФ, устанавливающий нормативы финансирования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования с целью обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения.
2. Нормативный правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления об организации образования детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений разных типов.
Для внедрения модели N 2 необходимо также дополнительно утвердить:
1. Нормативный правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления, утверждающий положение о группах кратковременного пребывания детей, в котором должны быть отражены:
- порядок создания и комплектования групп кратковременного пребывания;
- виды групп кратковременного пребывания;
- организация образовательного процесса в группах кратковременного пребывания;
- нормативы финансирования групп кратковременного пребывания в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на базе родительских сообществ;
- порядок расчета родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении в условиях кратковременного пребывания и на базе родительских сообществ.
2. Нормативный правовой акт органа местного самоуправления об организации групп кратковременного пребывания на базе конкретных учреждений.
3. Локальный акт образовательного учреждения об открытии группы кратковременного пребывания, которым утверждаются ее списочный состав; штатное расписание; должностные обязанности сотрудников, работающих в группе кратковременного пребывания; режим деятельности группы.
Для внедрения модели N 3, реализуемой в условиях семейного воспитания, могут быть разработаны:
1. Нормативный правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления, утверждающий положение о консультативных пунктах для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и др.
2. Нормативный правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления, определяющий порядок организации различных форм работы с детьми, не охваченными услугами дошкольного образования, и их родителями, работы с детьми в присутствии родителей (например, центров игровой поддержки ребенка).
3. Нормативный правовой акт субъекта РФ или органа местного самоуправления об организации патронатной педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в условиях семейного воспитания.