Важная роль в обеспечении равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения принадлежит органам местного самоуправления. В своей деятельности органам местного самоуправления в области образования необходимо руководствоваться Комплексом мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (поручение Правительства РФ от 22.06.2007 N ДМ-П44-3035). Направления деятельности органов местного самоуправления по обеспечению равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения определяются спецификой каждой из рассматриваемых моделей.
Для внедрения модели N 1, реализуемой в группах полного дня на базе дошкольных образовательных учреждений и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, усилия органов местного самоуправления направлены на создание достаточного количества мест в указанных учреждениях для наиболее полного удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования, включая строительство новых зданий образовательных учреждений, реконструкцию зданий ДОУ, перепрофилирование образовательных учреждений, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ за счет рационального использования помещений.
Для внедрения указанной модели, реализуемой в группах полного дня на базе общеобразовательных учреждений, деятельность муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений должна быть направлена на:
- оборудование групповых помещений для детей дошкольного возраста в освобождающихся помещениях общеобразовательных учреждений, создание в них предметно-развивающей среды, адекватной возрастным особенностям детей дошкольного возраста и предусматривающей возможности организации различных видов деятельности детей, сна и отдыха;
- организацию места для прогулки;
- подбор программ и технологий, основывающихся на комплексном подходе и приоритетности воспитания в триедином процессе воспитания, обучения и развития в дошкольном возрасте;
- подготовку кадров (обучение, повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов).
Для внедрения модели N 2 направлениями деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений являются:
- определение потребности населения в группах кратковременного пребывания через опрос и анкетирование родителей, организованные с привлечением сотрудников органов управления образованием, представителей органов местного самоуправления, сотрудников детской поликлиники, с использованием средств массовой информации;
- оформление и оборудование помещений групп, проведение родительского собрания, на котором определяется оптимальный режим работы групп;
- подбор программ и технологий для работы с детьми в группах кратковременного пребывания.
Для внедрения модели N 3 необходимо следующее:
- организация учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования;
- определение потребности населения в организации различных форм работы с родителями, имеющими детей дошкольного возраста, через опрос и анкетирование родителей, организованные с привлечением сотрудников органов управления образованием, представителей органов местного самоуправления, сотрудников детской поликлиники, с использованием рекламы в средствах массовой информации;
- оборудование консультативных пунктов для родителей, центров игровой поддержки развития ребенка на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и др.;
- обучение (профессиональная переподготовка) педагогов для работы с детьми и их родителями (в том числе гувернерской службы), сотрудников для оказания патронатной педагогической помощи.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вестник образования
(тематическое приложение к журналу),
N 3, 2008 год (письмо),
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 14, май, 2008 год (приложение)