ПРИКАЗ
от 23 апреля 2008 года N 261
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минприроды России от 30 июня 2009 года N 191
____________________________________________________________________
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 9 августа 2004 года, ст.3348),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-28-2008).
2. Считать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) от 8 июня 1999 года N 40 "Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 26 июля 1999 года, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июля 1999 года N 1819) после введения в действие настоящего приказа.
3. Направить настоящий приказ в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации.
Руководитель
К.Пуликовский
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 мая 2008 года,
регистрационный N 11734
ПОРЯДОК
проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
(РД-03-28-2008)
1.1. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (происшествий) на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Порядок), разработан на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 09.08.2004, ст.3348), с учетом требований:
Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 28.07.97, ст.3588);
Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 27.11.95, ст.4552);
Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 31.03.2003, ст.1177);
Федерального закона от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30,28.07.97, ст.3589);
Федерального закона от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.96);
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 14.01.2002, ст.133);
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч.I), 03.01.2005, ст.16);
иных нормативных правовых актов Российской Федерации и руководящих документов Службы в установленной сфере деятельности.
1.2. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, эксплуатируемых организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на территории Российской Федерации, в том числе оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
1.3. Порядок устанавливает обязательные требования (правила) процедурного характера для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин происшедших аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, участвующих в составе назначаемых комиссий по техническому расследованию, а также привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе.
1.4. По каждому факту возникновения аварии, инцидента на объектах, поднадзорных Службе, осуществляется техническое расследование их причин.
1.5. Успешному проведению технического расследования причин аварии на объектах, поднадзорных Службе, способствует своевременное осуществление ряда мероприятий, организуемых и проводимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организацией (ее руководителем или лицом, его замещающим), эксплуатирующей объект, на котором произошла авария:
1.5.1. незамедлительное, в соответствии с установленным ее руководителем порядком передачи информации о таких происшествиях (авариях, в том числе о несчастных случаях, происшедших в результате аварии), информирование об аварии Службы и ее территориального органа, осуществляющего надзор за объектом, вышестоящего органа или организации (при наличии таковых), органа местного самоуправления, государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, профсоюзной организации, страховой компании, с которой заключен договор страхования ответственности рисков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии, территориального органа прокуратуры.
_______________
По образцу приложения N 1 к настоящему Порядку.
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, сообщение включает в себя наряду с формой оперативного сообщения об аварии форму оперативного сообщения о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом).
_______________
По образцу приложения N 1 к настоящему Порядку.
По образцу приложения N 2 к настоящему Порядку.
Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии осуществляется по факсу либо при отсутствии такой возможности устно по телефону;
1.5.2. принятие мер по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии;
1.5.3. принятие мер по сохранению сложившейся обстановки на месте аварии до начала расследования ее причин, за исключением тех случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии и сохранению жизни и здоровья людей.
В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии обеспечивается ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварии, обеспечение сохранности и передачи указанных материалов специальной комиссии по техническому расследованию причин аварии;
1.5.4. осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на объекте;
1.5.5. организация технического расследования причин аварии (кроме случаев, предусмотренных настоящим Порядком) и принятие мер по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии;
1.5.6. содействие деятельности комиссии по техническому расследованию причин аварии.
1.6. За бездействие в случае возникновения аварии или непринятие конкретных мер по локализации и снижению негативного воздействия последствий аварии, в том числе невыполнение требований, предусмотренных пунктом 1.5 настоящего Порядка, руководитель организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, или лицо, его замещающее, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.7. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор за объектом, на котором произошла авария, в течение суток с момента получения сообщения об аварии проверяет достоверность информации и передает сообщение в оперативную диспетчерскую службу Службы.
_______________
Гидротехническое сооружение промышленности и энергетики.
2.1. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, объекте энергетики и гидросооружении направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий на данном и других поднадзорных Службе объектах.
_______________
Гидротехническое сооружение промышленности и энергетики.
Аварии и инциденты, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации N 22, 28.05.2007, ст.2640), расследуются как чрезвычайные ситуации.
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть I), 07.01.2002, ст.3) и "Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2002 N 3999.
2.2. На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте назначается приказом по территориальному органу Службы или в зависимости от характера и возможных последствий аварии приказом по Службе в срок не позднее одних суток после получения оперативного сообщения об аварии.
В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте включаются (по согласованию) представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (но не более 50% членов комиссии), вышестоящего органа (организации) (при наличии таковых), профсоюзных организаций, страховых компаний и других организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, связанной с выбросом или разливом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию причин аварии входит инспектор отдела экологического надзора, а также для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения привлекаются в качестве экспертов специалисты центров лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ).
В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии должно входить нечетное число членов.
2.3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.
2.4. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария, а учет производится территориальным органом Службы, в котором эти устройства зарегистрированы.
2.5. Техническое расследование причин аварии на объекте энергетики (далее - энергообъект) производится специальной комиссией организации-собственника энергообъекта или вышестоящего хозяйственного органа в зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) с обязательным участием представителя Службы или ее территориального органа. Возглавляет комиссию по техническому расследованию причин аварии на энергообъекте руководитель организации - собственника (вышестоящего хозяйственного органа) или его представитель.
2.6. Техническое расследование причин аварии на гидросооружении, входящем в состав опасного производственного объекта, производится специальной комиссией, назначаемой в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Техническое расследование причин аварии на гидросооружении, не входящем в состав опасных производственных объектов, но включенном в Российский регистр гидротехнических сооружений, производится комиссией организации - собственника гидросооружения с обязательным участием представителя Службы или ее территориального органа.
2.7. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте, энергообъекте, гидросооружении (далее - комиссия по техническому расследованию причин аварии) должна незамедлительно с даты издания приказа приступить к работе и в течение пятнадцати рабочих дней составить акт технического расследования причин аварии (далее - акт расследования) по образцам приложений N 3 и/или N 4 к настоящему Порядку и подготовить другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 3.1 настоящего Порядка.
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию причин аварии с составлением соответствующих актов.
_______________
Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, приведены в приложении N 1 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2002 N 3999.
2.8. Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию причин аварии. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.
2.9. В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 2.7 срок технического расследования причин аварии может быть увеличен приказом по территориальному органу Службы на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии, но не более чем на 15 календарных дней.
Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии (с указанием причин продления) незамедлительно направляется (факсом, электронной почтой) в управление по соответствующему виду надзора центрального аппарата Службы. Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления прилагаются к акту расследования.
2.10. В ходе расследования комиссия по техническому расследованию причин аварии осуществляет мероприятия: