Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи (утратил силу на основании приказа Минюста России от 29.12.2023 N 413)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях исполнения приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 242 "Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации" и оказания практической помощи структурным подразделениям центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальным органам и подведомственным ему федеральным службам, осуществляющим деятельность в сфере оказания международной правовой помощи.

2. Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации (далее - международные договоры), договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России.

3. Центральный аппарат и управления Минюста России по федеральным округам, подведомственные ему федеральные службы при выполнении международных обязательств Российской Федерации в пределах своих полномочий взаимодействуют в установленном порядке в соответствии с приказом Минюста России от 14 декабря 2005 года N 242 "Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации" с компетентными органами иностранных государств по вопросам, связанным с деятельностью судов, органов нотариата, записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, исполнительным производством, предоставлением сведений о законодательстве и в иных случаях, прямо предусмотренных международными договорами.

4. При отсутствии международного договора Минюст России взаимодействует с компетентными органами других государств в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях по согласованию с МИДом России.

5. По отдельным видам правовой помощи рядом международных договоров и законодательством Российской Федерации установлен иной порядок взаимодействия с компетентными иностранными органами по вопросам, перечисленным в пункте 3 Методических рекомендаций.

6. Правовая помощь оказывается в объеме, установленном международным договором или договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, а также с учетом оговорок и заявлений Российской федерации к международным договорам.

7. В соответствии с положениями международных договоров по просьбе запрашивающего государства при оказании правовой помощи могут быть применены его процессуальные нормы, если они не противоречат российскому законодательству. При этом следует учитывать, что отдельными федеральными законами, регулирующими порядок исполнения международных договоров о правовой помощи, решение вопросов о возможности применения норм иностранного права отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

8. В оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично только по основаниям, предусмотренным международным договором и законодательством Российской Федерации. В случае отказа в исполнении просьбы об оказании правовой помощи запрашивающее государство незамедлительно уведомляется о причинах отказа.

9. Служебные письма Минюста России по вопросам правовой помощи, в том числе в адрес компетентных органов иностранных государств, подписывают Министр юстиции Российской Федерации, его заместители, директора департаментов, их заместители или специально уполномоченные лица.

10. Служебные письма управлений Минюста России по федеральным округам по вопросам правовой помощи подписывают их руководители или заместители руководителей, курирующие данные направления деятельности.

11. В служебных письмах по вопросам правовой помощи рекомендуется делать ссылки на нормы применяемого международного договора, указывать подробные сведения об инициаторе запроса, краткое содержание запроса и результаты его рассмотрения, исходящий номер и дату письма инициатора запроса, другие необходимые данные, а также сведения о соблюдении условий международных договоров в отношении перевода документов на официальный язык запрашиваемого государства.

12. При направлении запросов о правовой помощи физических и юридических лиц об истребовании с территории иностранных государств документов, касающихся их личных прав и имущественных интересов, а также в получении иной правовой помощи рекомендуется использовать бланки, предусмотренные Инструкцией по делопроизводству в Минюсте России, утвержденной приказом Минюста России от 16 ноября 2007 года N 220 (приложения N 1-9).

13. В особых случаях запрос о правовой помощи иностранного компетентного органа может направляться центральным аппаратом Минюста России для исполнения непосредственно в компетентный орган субъекта Российской Федерации, при этом соответствующее управление Минюста России по федеральному округу уведомляется о направлении данного запроса.

При таком порядке направления запроса о правовой помощи управление Минюста России по федеральному округу по истечении месяца с момента направления центральным аппаратом Минюста России документов направляет в исполняющий российский компетентный орган напоминание (приложение N 1) о необходимости своевременного исполнения запроса и/или предоставления сведений о ходе его исполнения. По истечении двух месяцев со дня направления запроса о правовой помощи управление Минюста России по федеральному округу информирует центральный аппарат Минюста России о ходе или результатах его исполнения.

14. При поступлении от компетентных иностранных органов запроса о правовой помощи без ссылки на международно-правовой акт и в случае, если запрашивающее иностранное государство является участником многосторонней конвенции и одновременно с ним у Российской Федерации имеется действующий двусторонний договор, необходимо руководствоваться двусторонним договором.