ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 29 февраля 2008 года N 01-96/08-01

Рекомендации по организации и проведению
 государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
 освоивших образовательные программы основного
 общего образования



В целях научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации и контроля качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2008 году, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 и подпунктом 22_1 статьи 28, а также с учетом пункта 8_1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет рекомендации по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.


Руководитель службы
В.А.Болотов

     

Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от 29 февраля 2008 года N  01-96/08-01

     
РЕКОМЕНДАЦИИ
 по видам работ по подготовке и проведению в 2008 году
государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного
 общего образования, с участием территориальных
экзаменационных комиссий



Настоящие рекомендации разработаны на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N  3266-1 "Об образовании" в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования (далее - государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий).

Рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при разработке и издании нормативных правовых и распорядительных актов, инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

В целях реализации полномочий в сфере образования, установленных законодательством Российской Федерации, на различных уровнях управления образованием осуществляются следующие виды работ по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий (далее - ТЭК).

1. Рособрнадзор:

организует сбор заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;

организует разработку и отправку в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, текстов экзаменационных заданий для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательным предметам: русский язык, алгебра, геометрия, география, физика, биология, химия; а также инструктивные материалы для членов предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных работ;

разрабатывает и направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.

организует обучение региональных координаторов по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и председателей предметных комиссий (подкомиссий)ТЭК по оцениванию экзаменационных работ;

осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК,

2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования:

формирует по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), и направляет в Рособрнадзор заявку на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК с указанием количества выбранных общеобразовательных предметов и обучающихся, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по каждому общеобразовательному предмету;

издает распорядительные акты об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, и перечня муниципальных образований и общеобразовательных учреждений, осуществляющих проведение государственной (итоговой) аттестации;

назначает регионального координатора по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;

разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, которые определяют с учетом рекомендаций Рособрнадзора порядок организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК на территории субъекта Российской Федерации, а также регламентируют порядок создания и организации работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий;

разрабатывает инструктивные и методические материалы, регулирующие процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;

по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями утверждает персональные составы и сроки работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по соответствующим общеобразовательным предметам (по согласованию с ТЭК), территориальной конфликтной комиссии;

обеспечивает условия для работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК, территориальных конфликтных комиссий;

утверждает с учетом рекомендаций Рособрнадзора сроки проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам, а также дополнительные сроки проведения экзаменов для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были  аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий;

по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями издает распорядительный акт, которым определяет места расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут расположены пункты проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), назначает руководителей и организаторов ОУ-ППЭ и распределяет их по ОУ-ППЭ;

издает распорядительные акты и инструктивные документы, регламентирующие места хранения, условия конфиденциальности и информационной безопасности при тиражировании, пакетировании, хранении и доставке текстов экзаменационных заданий в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере образования, и ОУ-ПЭЭ, при шифровании экзаменационных работ, а также определяющие категории и перечни лиц, имеющих доступ к текстам экзаменационных заданий до момента проведения экзамена;

организует информирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, общеобразовательных учреждений, а также обучающихся и их родителей о принятых нормативных правовых, распорядительных и инструктивно-методических документах по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;

организует обучение всех категорий организаторов: муниципальных координаторов в муниципальных образованиях, председателей и членов ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий, руководителей районных (городских) методических объединений, учителей по соответствующим общеобразовательным предметам, в том числе учителей, работающих в IX классах общеобразовательных учреждений, а также руководителей и организаторов ОУ-ППЭ;

организует тиражирование текстов экзаменационных заданий, пакетирование индивидуальных пакетов с текстами экзаменационных заданий для проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам и передачу их в ОУ-ППЭ, а также доставку экзаменационных работ из ОУ-ППЭ в ТЭК;

______________

Указанные функции могут быть переданы по согласованию органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющим полномочия в сфере образования.


организует проведение экзаменов по общеобразовательным предметам в утвержденные сроки, включая проведение экзаменов в дополнительные сроки для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий;

организует своевременное информирование обучающихся об утвержденных ТЭК результатах государственной (итоговой) аттестации;

осуществляет анализ результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, готовит отчет по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации и представляет его в установленные сроки в Рособрнадзор.

3. Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования:

направляет специалистов для работы в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях;

назначает муниципального координатора по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;

на основании списков обучающихся, полученных от общеобразовательных учреждений, формирует списки обучающихся для участия в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и организует их распределение по ОУ-ППЭ;

готовит материалы для отчета о результатах проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и передает их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.

4. Общеобразовательное учреждение:

собирает заявки обучающихся на участие в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, формирует их список и направляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования;

направляет работников общеобразовательного учреждения для работы в ОУ-ППЭ, в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях.

Приложение 2
к письму Рособрнадзора
от 29 февраля 2008 года N  01-96/08-01

     
РЕКОМЕНДАЦИИ
 по разработке положения о территориальной экзаменационной комиссии
субъекта Российской Федерации, создаваемой для организации
проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
 освоивших образовательные программы основного общего образования



В целях обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, создает территориальные экзаменационные комиссии (далее - ТЭК), которые осуществляют свою деятельность на основании утверждаемого Положения о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации.

Положение о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Положение) разрабатывается на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N  3266-1 "Об образовании" и с учетом настоящих Рекомендаций. В Положении определяются цели, порядок формирования и структура ТЭК, ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы.

Структуру ТЭК, распределение полномочий и функций рекомендуется конкретизировать с учетом особенностей схемы проведения в субъекте Российской Федерации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.

     

1. Общие положения


ТЭК создается в целях:

организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;

обеспечения соблюдения прав обучающихся при проведении государственной (итоговой) аттестации.

ТЭК в своей работе руководствуется:

законодательством Российской Федерации;

нормативными правовыми актами Минобрнауки России, индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;

нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.

2. Состав и структура ТЭК


В состав ТЭК включаются, как правило, представители органа (органов) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, методисты методических кабинетов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, в соотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон.

Количественный состав ТЭК рекомендуется устанавливать не более 20 человек.

Персональный состав ТЭК утверждается приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

ТЭК своим решением может создавать подкомиссии по общеобразовательным предметам (предметные). Функции, состав, полномочия, порядок организации деятельности и сроки работы подкомиссий определяются в Положении о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации или устанавливаются отдельными положениями о соответствующих подкомиссиях, утверждаемыми распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

Состав и порядок работы ТЭК доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), не позднее, чем за 1 месяц до начала проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

3. Полномочия и функции ТЭК

3.1. ТЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Срок полномочий ТЭК составляет один год. ТЭК прекращает свою деятельность с момента издания распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о создании ТЭК для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в следующем году.

3.2. ТЭК в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, выполняет следующие задачи:

организует и координирует работу по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»