РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2008 года N АМ-23-р
О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"
(с изменениями на 30 сентября 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Минтранса России от 14 мая 2014 года N НА-50-р;
распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р;
распоряжением Минтранса России от 6 апреля 2018 года N НА-51-р;
распоряжением Минтранса России от 20 сентября 2018 года N ИА-159-р;
распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2021 года N ВД-196-р.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 N 153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 года, регистрационный N 4916):
Ввести в действие методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
Заместитель Министра
А.С.Мишарин
Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"
(с изменениями на 30 сентября 2021 года)
1. Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
В настоящих методических рекомендациях под топливом понимаются жидкие и газообразные топлива (бензин, дизтопливо, сжатый, компримированный и сжиженный газ), используемые в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания, а также электроэнергия, используемая при эксплуатации автомобилей с тяговым электроприводом.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2021 года N ВД-196-р)
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, электроэнергией, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, электроэнергии, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2021 года N ВД-196-р. - См. предыдущую редакцию)
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
(Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.
Для автомобилей установлены следующие виды норм:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
- базовая норма в киловатт-часах на 100 км (кВт*ч/100 км) пробега АТС с тяговым электроприводом в снаряженном состоянии;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2021 года N ВД-196-р)
- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
- автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения".
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;
- для автомобилей, приводимых в движение тяговым электроприводом - в киловатт-часах;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2021 года N ВД-196-р)
- для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ) - в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует "1,32 л СНГ, не более" (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
- для автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 куб.м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб.м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
____________________________________________________________________
В абзаце пятнадцатом настоящего пункта слова "сжиженный нефтяной газ (СНГ)", "сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)" заменены словами "сжиженный углеводородный газ (СУГ)" и "компримированный природный газ (КПГ)" в соответствующем падеже соответственно - распоряжение Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р.
____________________________________________________________________
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, влияющих на расход топлив АТС (за исключением автомобилей с тяговым электроприводом) производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в пунктах 5 и 6 настоящих методических рекомендаций в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2021 года N ВД-196-р. - См. предыдущую редакцию)
Для автомобилей с тяговым электроприводом, дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы, влияющие на расход электроэнергии, определяются решением юридического лица или индивидуального предпринимателя и учитываются в виде процентов повышения исходного значения нормы (суммарной относительной надбавки), но не более 100%.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 30 сентября 2021 года N ВД-196-р)
5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% (включительно - и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);
свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.
При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
свыше 5 млн. человек - до 35%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
от 1 до 5 млн. человек - до 25%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.
При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20-40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне - буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%, при перегоне - буксировке в строенном состоянии - до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс.км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс.км - до 10%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р. - См. предыдущую редакцию)
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р)