(с изменениями на 31 мая 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 5 сентября 2008 года N 178;
приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 113;
приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 154.
____________________________________________________________________
В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, руководствуясь статьями 1 и 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.
2. Первым заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений организовать изучение настоящей Инструкции прокурорскими работниками и государственными гражданскими служащими системы прокуратуры Российской Федерации.
3. Обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и настоящей Инструкции.
4. Учитывать, что настоящая Инструкция устанавливает общие принципы и подходы в вопросах рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.
Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном и гражданском судопроизводстве, вытекающих из международных отношений и обязательств, рассмотрения обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, обращений военнослужащих и иных обращений регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и приказами Генерального прокурора Российской Федерации, в органах Следственного комитета - приказами Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - приказами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
5. Работу по рассмотрению и разрешению обращений подчинить решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре (учреждении), к компетенции которых относится решение вопроса.
6. Начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие проводить комплексный анализ поступивших обращений и практики их разрешения в органах прокуратуры.
Итоги анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.
6.1. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору в своем приказе определить сроки представления в соответствующее структурное подразделение военными прокурорами, приравненными к прокурорам субъектов Российской Федерации, аналитических справок о практике рассмотрения обращений военнослужащих, граждан, должностных и иных лиц для последующего обобщения и направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации издать аналогичный приказ, по итогам полугодия обобщать состояние этой работы в системе Следственного комитета для последующего доклада Генеральному прокурору Российской Федерации.
6.2. Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации аналитические справки о практике рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также обращений особого контроля, указанных в абзаце 2 пункта 3.8 настоящей Инструкции, и иных обращений, взятых на особый контроль, к 1 февраля и 1 августа представлять в организационное управление Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которому с учетом информации Главной военной прокуратуры по итогам каждого полугодия обобщать состояние этой работы и докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации (пункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 113 - см. предыдущую редакцию).
6.3. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам аналитические справки о практике рассмотрения обращений граждан представлять к 1 февраля и 1 августа в управление по рассмотрению обращений и приему граждан Главного управления обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Управлению по рассмотрению обращений и приему граждан Главного управления обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации с учетом информации Главной военной прокуратуры по итогам каждого полугодия обобщать состояние этой работы и докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации.
7. Установить, что работа прокуратур субъектов Российской Федерации, городов, районов, военных и иных специализированных прокуратур с обращениями граждан, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатов органов законодательной (представительной) власти и местного самоуправления подлежит обязательному изучению при комплексных проверках организации прокурорского надзора.
Начальнику Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять периодические проверки исполнения настоящего приказа в подразделениях центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
8. Настоящий приказ и Инструкцию опубликовать в журнале "Законность".
9. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.12.2006 N 120 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" (с изменениями, внесенными приказом от 23.04.2007 N 65) и распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.2007 N 88/20р "Об усилении контроля за соблюдением порядка и сроков разрешения обращений Президента Российской Федерации и иных высших должностных лиц, разрешение которых взято на особый контроль".
10. Контроль за исполнением приказа возложить на первых заместителей и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке рассмотрения обращений и приема граждан
в системе прокуратуры Российской Федерации
(с изменениями на 31 мая 2011 года)
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
1.2. Порядок рассмотрения обращений, поступивших от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, о нарушении их прав и свобод за пределами территории Российской Федерации регламентируется соответствующими международными договорами Российской Федерации.
1.3. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными.
Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
1.4. Преследование гражданина в связи с его обращением в органы и учреждения прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц запрещается, за исключением случаев, когда их действия образуют состав уголовного преступления.
1.5. Заявитель имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органов прокуратуры или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В случае указания заявителем в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения, могут быть взысканы с заявителя по решению суда.
1.6. Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета) и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
1.7. Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения дает право проверяющему его заявление должностному лицу органа прокуратуры прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.
1.8. При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.
Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
1.9. Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.
При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, ненадлежащего и несвоевременного исполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность в соответствии со ст.41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
1.10. В распоряжениях о распределении обязанностей в органах прокуратуры Российской Федерации определяется конкретное должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по учету, обеспечению качества и своевременности разрешения обращений, взятых на особый контроль руководителями органов прокуратуры, обобщению практики разрешения обращений, а также оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек.
1.11. Основные термины, используемые в Инструкции:
1) обращение - изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица (подпункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 154 - см. предыдущую редакцию);
2) предложение - рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;
3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) ходатайство - изложенное в письменной форме или в форме электронного документа обращение заявителя с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод (подпункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 154 - см. предыдущую редакцию);
6) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
7) коллективное обращение - обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;
8) первичное обращение - обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;
9) дубликат обращения - обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;
10) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;
11) парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных ст.18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации;
12) запрос - оформленный надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства, документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованный Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
13) обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.
2.1. Положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.
В соответствии с настоящей Инструкцией рассматриваются обращения граждан, направленные средствами массовой информации.
2.2. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности в органы, уполномоченные производить их прием, регистрацию и разрешение.
Жалобы граждан на действия должностных лиц уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о преступлении, проверяются незамедлительно.
2.3. Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры (пункт в редакции приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 154 - см. предыдущую редакцию).
2.4. Обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров и следователей, дознавателей иных органов к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст.144 и ст.145 УПК РФ. Поступившие обращения рассматриваются в строгом соответствии с требованиями: