Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 ноября 2007 года N 186

     
Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании

Приказа Генпрокуратуры РФ от 15 июля 2011 года N 211
____________________________________________________________________


В связи с изменениями в законодательстве и структуре органов прокуратуры Российской Федерации, формированием системы транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Федерации, изменился порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, выявлением и пресечением правонарушений, расследованием преступлений, совершенных на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и в таможенной сфере.

В целях обеспечения правопорядка в указанных сферах, усиления прокурорского надзора, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией, транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортным прокурорам (на правах районных) обеспечить повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органами внутренних дел на транспорте и таможенными органами.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации возложить:

2.1. На Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, их должностными лицами, органами управления, а также руководителями организаций, осуществляющих деятельность в указанных сферах, соблюдением названными органами и организациями прав и свобод человека и гражданина, соответствием законодательству издаваемых ими правовых актов;

надзор за исполнением федеральными органами исполнительной власти и их руководителями таможенного законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в указанной области правоотношений, а также за соответствием Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству издаваемых ими нормативных правовых актов;

надзор за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности, закрепленной за федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере транспорта и таможенного дела, а также соблюдением ими бюджетного законодательства;

надзор за исполнением федеральными органами исполнительной власти законодательства об административных правонарушениях на железнодорожном, воздушном, морском, внутреннем водном транспорте и в области таможенного дела;

надзор за исполнением законодательства Российским фондом федерального имущества при распоряжении обращенным в федеральную собственность имуществом, а также вещественными доказательствами по уголовным и административным делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных на транспорте и в таможенной сфере.

2.2. На Главное управление по надзору за следствием - надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере, в следственных подразделениях органов внутренних дел на транспорте и в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (за исключением центральных аппаратов указанных органов).

2.3. На управление по надзору за расследованием уголовных дел в центральных аппаратах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Следственного комитета при МВД России, ФСКН России, ФССП России и ФТС России - надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях на транспорте и в таможенной сфере в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в Следственном комитете при МВД России, в ФСКН и ФТС России.

2.4. На управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - задачи по организации надзора за дознанием в таможнях, органах внутренних дел, наркоконтроля при совершении преступлений на транспорте (за исключением центральных аппаратов МВД России, ФСКН России, ФТС России), а также исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах и транспортной сфере.

2.5. На управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму:

контроль за исполнением в транспортных прокуратурах, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, приказов Генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

контроль за осуществлением прокурорского надзора за исполнением требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении правоохранительными органами на транспорте сообщений о преступлениях экстремистской и террористической направленности;

контроль за осуществлением транспортными прокурорами, приравненными к прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия при расследовании преступлений экстремистской направленности и иных преступлений, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной и религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также преступлений террористической направленности.

3. Главным управлениям, управлениям в соответствии с установленной компетенцией координировать и контролировать работу транспортных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь в организации надзора, выработке форм и методов его осуществления, совершенствовании квалификации работников, распространении положительного опыта, обмене информацией по наиболее актуальным и комплексным проблемам прокурорского надзора.

4. На транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возложить полномочия:

по определению перечня объектов надзора в пределах территорий, установленных приказами Генерального прокурора Российской Федерации, разграничению предметов ведения и границ деятельности с подчиненными транспортными прокуратурами;

по организации и осуществлению надзора за исполнением законов, соответствием им издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере функционирования железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, управлениями органов внутренних дел на транспорте, линейными отделами и управлениями внутренних дел, региональными таможенными управлениями и таможнями, транспортными организациями и организациями-участниками внешнеэкономической деятельности;

по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта;

по организации и осуществлению надзора за исполнением таможенного законодательства таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, иными органами и лицами, соблюдением прав юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере;

по надзору за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности, закрепленной за органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере транспорта и таможенного дела, а также соблюдением ими бюджетного законодательства;

по организации и осуществлению надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях на транспорте, в области таможенного дела, а также по делам об иных административных правонарушениях, возбуждаемым таможенными органами;

по организации и осуществлению надзора за дознанием и расследованием уголовных дел, находящихся в производстве следственных управлений и отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на транспорте, следственных подразделений и подразделений дознания управлений внутренних дел на транспорте, линейных отделов и управлений внутренних дел, органов дознания региональных таможенных управлений (оперативных таможен) и таможен;

по организации и осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью в управлениях органов внутренних дел на транспорте, линейных отделах и управлениях внутренних дел, оперативных подразделениях региональных таможенных управлений (оперативных таможнях) и таможен;

по организации и осуществлению надзора за исполнением законодательства филиалами и отделениями Российского фонда федерального имущества при распоряжении обращенным в федеральную собственность имуществом, а также вещественными доказательствами по уголовным и административным делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных на транспорте и в таможенной сфере;

по уголовному преследованию от имени государства (поддержание государственного обвинения) в ходе судебного производства по уголовным делам, по которым решение о направлении уголовного дела в суд принималось транспортным прокурором (заместителем), приравненным к прокурору субъекта Российской Федерации;

по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел в порядке, определяемом соответствующими приказами Генерального прокурора Российской Федерации;

по общему руководству подчиненными транспортными прокуратурами (на правах районных), по оказанию им практической и методической помощи;

по координации работы правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском, внутреннем водном транспорте и в таможенной сфере в пределах поднадзорной территории, а также по обеспечению необходимого взаимодействия с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными организациями в целях предупреждения, своевременного выявления и пресечения правонарушений;

по организации взаимодействия и обмена информацией с прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур с учетом межтерриториального принципа функционирования транспортных и таможенных органов, а также органов внутренних дел на транспорте, в целях согласованного проведения проверок и других надзорных мероприятий;

по обращению в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с изложением проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности и требующих разъяснения с учетом опыта правоприменительной практики в других регионах, внесения изменений в законодательство, правового регулирования на уровне руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.

5. На транспортные прокуратуры (на правах районных) возложить полномочия:

по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина на объектах, определенных в соответствии с п.4 настоящего приказа;

по надзору за исполнением действующего законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях на транспорте и в области таможенного дела;

по надзору за процессуальной деятельностью следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на транспорте, линейных отделов и управлений внутренних дел, таможен;

по надзору за исполнением законодательства филиалами и отделениями Российского фонда федерального имущества при распоряжении обращенным в федеральную собственность имуществом, а также вещественными доказательствами по уголовным делам и административным делам о правонарушениях, совершенных на транспорте и в таможенной сфере, находившимся в производстве поднадзорных органов;

по уголовному преследованию от имени государства (поддержание государственного обвинения) в ходе судебного производства по уголовным делам, по которым решение о направлении уголовного дела в суд принималось транспортным прокурором (заместителем), приравненным к прокурору района;

по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел в порядке, определяемом соответствующими приказами Генерального прокурора Российской Федерации;

по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере, а также взаимодействию с территориальными органами прокуратуры.

6. При реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам:

приоритетными объектами надзора на транспорте считать исполнение законов о безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества;

сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законодательства, регламентирующего применение таможенных процедур, таможенных режимов; осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости; порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производства по делам об административных таможенных правонарушениях и взыскания штрафов;

усилить надзор за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности, закрепленной за таможенными органами, транспортными предприятиями и организациями. Особое внимание обращать на пресечение различного рода злоупотреблений и хищений, нецелевое использование федерального имущества, бюджетных средств. Безотлагательно принимать решения о привлечении виновных лиц к административной и уголовной ответственности, возмещении причиненного ущерба;

повысить уровень надзора за законностью в деятельности органов внутренних дел на транспорте по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка на вокзалах, в портах и на других транспортных объектах;

средствами прокурорского надзора добиваться от таможенных органов, органов внутренних дел на транспорте своевременного выявления и пресечения контрабанды, случаев уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений в таможенной сфере и на транспорте, установления лиц, их совершивших. Максимально применять средства прокурорского реагирования в целях пресечения и предупреждения контрабанды стратегически важных сырьевых товаров, природных ресурсов, предметов искусства и культуры, имеющих историческое значение, а также незаконного оборота оружия и наркотиков;

проверять законность правовых актов, издаваемых таможенными органами, органами внутренних дел на транспорте, органами государственного контроля и надзора на транспорте;

регулярно в поднадзорных органах проводить проверки учета и регистрации сообщений о преступлениях. Для выявления преступлений в таможенной сфере, сокрытых от учета, практиковать проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление товаров, начисление и взыскание таможенных платежей, проверки нижестоящих таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;

в случае выявления признаков преступлений и направления материалов в соответствующие органы расследования для принятия процессуальных решений контролировать сроки и порядок их принятия. Добиваться, чтобы по каждому материалу принималось своевременное и законное процессуальное решение;

проверять соблюдение требований закона, регламентирующих изъятие товаров и транспортных средств, а также правил их реализации организациями, уполномоченными на осуществление такой деятельности, и перечисление ими денежных средств в федеральный бюджет;

изучать законность и обоснованность заведения и прекращения дел оперативного учета;

при осуществлении надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях акцентировать внимание на законности и своевременности возбуждения дел об административных правонарушениях, качестве составления протоколов о совершенных правонарушениях, освобождения от наказания лиц, привлекаемых к административной ответственности, и прекращения производства по делам. При обнаружении в материале дела об административном правонарушении сведений, указывающих на признаки контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений, незамедлительно принимать меры к возбуждению уголовного дела и решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц;

систематически, учитывая состояние законности, проверять правомерность решений таможенных органов, связанных с проведением таможенных операций, выдачей разрешений на внутренний таможенный транзит, включения в реестры таможенных перевозчиков и брокеров, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, анализировать состояние законности в таможенной сфере и в сфере транспорта, обобщать прокурорско-следственную практику по уголовным делам данной категории, а также по делам о преступлениях по службе, совершенных должностными лицами таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте;

регулярно информировать общественность через средства массовой информации о принимаемых мерах по устранению нарушений законов на транспорте и в таможенной сфере.

7. С учетом местных условий, протяженности транспортных коммуникаций, дислокации транспортных объектов и прокуратур транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, отработать схему оповещения и систему незамедлительного выезда прокуроров на места катастроф, крушений, аварий и других происшествий на транспорте, повлекших тяжкие последствия.

8. В связи с распространенностью правонарушений, посягающих на безопасность движения, полетов и плавания, фактов разрушения, повреждения путей сообщения, блокирования транспортных коммуникаций территориальным и транспортным прокурорам организовать совместную деятельность по их пресечению, предупреждению, устранению причин и условий, им способствующих.

9. Положения настоящего приказа распространить на прокуратуру Калининградской области в части организации и осуществления надзора за исполнением законов транспортными организациями, органами внутренних дел на транспорте, следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, таможенными органами, дислоцирующимися на территории Калининградской области.

10. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, постоянно анализировать состояние работы в сфере надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах. Ежегодно обобщать состояние законности в указанной сфере, его итоги использовать при планировании надзорной деятельности. О результатах исполнения настоящего приказа сообщать в докладных записках об итогах работы прокуратуры за год и за полугодие по направлениям деятельности в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

11. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.98 N 19 "Об улучшении работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности", от 12.04.2001 N 23 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах" и от 30.11.2005 N 37 "О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства и расследованием преступлений в таможенной сфере" признать утратившими силу.

12. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Федерации, транспортным прокурорам (на правах районных) направлять статистическую отчетность о состоянии преступности, прокурорского надзора и следствия на транспорте и в таможенной сфере в установленном порядке.

13. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

14. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Законность, N 1, 2008 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»