Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 марта 1998 года N 19


Об улучшении организации работы
транспортных прокуратур и повышении
эффективности их деятельности

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 186
____________________________________________________________________

Придавая важное значение работе транспортных прокуратур по обеспечению укрепления законности на транспорте и в таможенных органах, конкретизации их компетенции, повышению эффективности деятельности и руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

приказываю:

1. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, транспортным прокурорам, используя полномочия, предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", обеспечить повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.

2. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, постоянно совершенствовать стиль, формы и методы руководства подчиненными прокуратурами, оптимально сочетая контроль за их деятельностью с оказанием практической помощи в укреплении законности и правопорядка на местах.

2.1. При организации работы по направлениям деятельности, имеющим общий характер, транспортным прокурорам на правах прокуроров субъектов Российской Федерации разграничить предметы ведения с подчиненными прокуратурами, руководствуясь общими организационными основами. Предметы ведения по другим видам надзора разграничить с учетом статуса поднадзорных объектов в системе транспортных либо таможенных органов. Расследование наиболее сложных и актуальных дел поручать следственным подразделениям прокуратур на правах прокуратур субъектов Российской Федерации.

2.2. С учетом местных условий, протяженности транспортных коммуникаций, дислокации транспортных объектов и прокуратур транспортным прокурорам на правах прокуратур субъектов Российской Федерации отработать схему оповещения и систему незамедлительного выезда прокуроров и следователей на места катастроф, крушений, аварий и других происшествий на транспорте с тяжкими последствиями, а при большом объеме первоначальных следственных действий обеспечить согласованное и своевременное привлечение к участию в их выполнении работников территориальных прокуратур в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09.04.96 N 24 "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур".

3. Управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, транспортным прокурорам основные усилия сосредоточить на надзоре за исполнением законов Министерством путей сообщения, Министерством транспорта (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой Российской Федерации, Межгосударственным авиационным комитетом (за исключением актов межгосударственного характера), Государственным таможенным комитетом, а также входящими в их систему органами контроля и должностными лицами, руководителями поднадзорных коммерческих и некоммерческих организаций и соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

3.1. При проверках первостепенное значение придавать соблюдению прав и свобод человека и гражданина, своевременному предупреждению и пресечению нарушений действующего законодательства.

3.2. В организации работы приоритетными направлениями считать осуществление надзора за исполнением законов о безопасности движения, полетов, плавания, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества, соблюдении трудовых, жилищных и других социальных прав работников транспорта. Активно отстаивать интересы государства и трудовых коллективов при реформировании собственности и реорганизации транспортных предприятий и организаций.

3.3. В случаях обнаружения фактов ограничения прав и интересов пассажиров, других потребителей транспортных услуг, работников транспорта транспортным прокурорам возбуждать производства об административных правонарушениях, а при наличии оснований уголовные дела. Предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

3.4. Транспортным прокурорам незамедлительно реагировать на сигналы о возникновении конфликтов в трудовых коллективах, обеспечивающих безопасность движения, полетов, плавания. Руководителям прокуратур лично проводить разъяснительную работу в таких коллективах, а в случаях нарушений требований законодательства, регулирующего порядок разрешения трудовых споров (забастовок), принимать меры, предусмотренные законом.

3.5. Усилить надзор за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности, закрепленной за транспортными предприятиями и организациями, а также грузов, переданных им для перевозки. Особое внимание обращать на пресечение различного рода злоупотреблений и хищений, разбазаривания и нецелевого использования федерального имущества, бюджетных средств. Принимать меры, обеспечивающие исполнение администрацией транспортных предприятий и организаций требований закона о реагировании на каждый факт утраты или хищения грузов, устранении их причин и своевременном направлении материалов в правоохранительные органы. Безотлагательно рассматривать поступающие в прокуратуру материалы по этим вопросам и принимать решения о привлечении виновных к административной и уголовной ответственности, возмещении причиненного ущерба. Целенаправленно использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

4. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, транспортным прокурорам считать важнейшей задачей в работе организацию надзора за исполнением таможенного законодательства, направленного на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.

4.1. В связи с развитием межгосударственных отношений в этой сфере и созданием таможенных союзов неослабное внимание уделять надзору за выполнением требований, вытекающих из межгосударственных договоров по таможенным вопросам. При выявлении нарушений транспортным прокурорам в пределах своей компетенции принимать соответствующие меры реагирования, а о незаконных актах общего характера, принимаемых ГТК России, незамедлительно сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

4.2. Активизировать надзор за исполнением таможенными органами законов о таможенном тарифе, таможенном и валютном контроле в сфере внешнеэкономической деятельности, об ответственности за нарушение таможенных правил. Периодически с участием специалистов проверять в таможенных органах исполнение законодательства, направленного на предупреждение незаконного ввоза и захоронения опасных токсичных, химических, радиоактивных, иных вредных для здоровья населения зарубежных и отечественных промышленных и бытовых отходов. Острее, принципиальнее реагировать на факты попустительства нарушителям таможенного законодательства со стороны работников таможен, несвоевременного взыскания штрафов, а также злоупотреблений при реализации конфискованного имущества и перечислении вырученных денежных средств в федеральный бюджет.

5. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, транспортным прокурорам повысить уровень надзора за законностью в деятельности органов внутренних дел на транспорте по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка на вокзалах, в портах и других транспортных объектах. Не оставлять без соответствующего реагирования случаи неисполнения требований закона о полноте регистрации и учета заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, принятия по ним необоснованных решений. Обеспечить устранение всех причин и условий, способствующих этим нарушениям.

5.1. Организовать надлежащий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на транспорте и в таможенной системе. Основные усилия сосредоточить на обеспечении принципа неотвратимости ответственности и прежде всего в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, тяжкими преступлениями против жизни и здоровья, преступными нарушениями правил безопасности движения, повлекшими гибель людей, крушения, аварии либо дезорганизацию работы транспорта. Максимально применять средства прокурорского реагирования в целях пресечения и предупреждения контрабанды материальных и валютных ценностей, особенно стратегически важных сырьевых товаров, природных ресурсов, предметов искусства и культуры, имеющих историческое значение, а также незаконного оборота оружия и наркотиков, других преступных нарушений таможенного законодательства.

5.2. При осуществлении уголовного преследования, организации надзора за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие, сосредоточить усилия на соблюдении конституционных прав человека и гражданина. Своевременно оповещать иностранные дипломатические н консульские представительства на территории России о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства.

6. Обеспечить участие транспортных прокуроров, их заместителей и помощников в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел в порядке и пределах, предусмотренных соответствующими приказами Генерального прокурора. В установленные сроки проверять законность судебных решений, опротестовывать незаконные и необоснованные судебные постановления по уголовным и гражданским делам, рассмотренным с участием транспортного прокурора. По арбитражным делам, возбужденным на основании исков (заявлений) транспортных прокуроров, своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения, вносить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации представления об их опротестовании в порядке надзора. При выявлении транспортными прокурорами незаконных приговоров и решений судов, постановленных по рассмотренным без их участия делам, а также вступивших в законную силу, своевременно вносить представления соответствующим территориальным прокурорам с приложением проектов кассационных или надзорных протестов.

7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, координирующим деятельность всех правоохранительных органов на территории соответствующих субъектов Федерации, обеспечить постоянное взаимодействие с транспортными прокурорами и прежде всего на направлениях деятельности, требующих совместного решения комплексных проблем.

7.1. Особое внимание обратить на реализацию согласованных мер по усилению борьбы с преступлениями и иными нарушениями законности во внешнеэкономической сфере. Руководителям территориальных и транспортных прокуратур практиковать совместные проверки исполнения внешнеэкономического, таможенного, а также налогового законодательства, наладить постоянный обмен информацией о должностных преступлениях и других правонарушениях работников таможенных и иных органов, а также связанных с ними коррумпированных должностных лиц.

7.2. О выявленных незаконных нормативных актах представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, нарушающих права и интересы транспортных организаций, таможенных органов, транспортным прокурорам информировать соответствующих территориальных прокуроров. В случае необоснованного отказа прокурора субъекта Российской Федерации в опротестовании таких правовых актов все материалы в десятидневный срок представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

7.3. В связи с распространенностью правонарушений, посягающих на безопасность движения, полетов и плавания, фактов разрушения, повреждения путей сообщения, блокирования транспортных коммуникаций территориальным и транспортным прокурорам организовать совместную деятельность по их пресечению, предупреждению, установлению причин и условий, им способствующих. В случае необходимости принятия мер на федеральном уровне информировать об этом Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

8. Организацию контроля за работой транспортных прокуратур возложить на управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.

Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах во взаимодействии с другими управлениями и отделами, научными и образовательными учреждениями органов прокуратуры повысить уровень организации и контроля за работой транспортных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь в повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, совершенствовании деловой квалификации прокуроров и следователей транспортных прокуратур, распространении положительного опыта.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.

Приказ направить всем транспортным прокурорам, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным и иным специализированным прокурорам.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.Скуратов


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

"Сборник основных приказов и
указаний Генерального прокурора
Российской Федерации",
1999 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»