65. К участкам земляного полотна, находящимся в сложных инженерно-геологических условиях, относятся такие, где обычные типовые конструкции насыпей, выемок, способы защиты и укреплений оказываются недостаточными и для обеспечения эксплуатационной надежности пути необходимы дополнительные мероприятия, разрабатываемые при индивидуальном проектировании.
66. К сложным инженерно-геологическим условиям относятся:
участки находящиеся на насыпях, отсыпанных на болотах и других слабых основаниях;
участки подтопления и размыва земляного полотна в местах возможных выходов воды от снеготаяния или осадков на путь, а также участки воздействия временных и постоянных водотоков, морей, водохранилищ и озер;
участки, расположенные в зоне оврагообразования;
участки, расположенные на оползнях;
скально-обвальные участки;*
места шахтных подработок;
селеопасные места;**
участки пути на вечномерзлых грунтах;
места с наличием наледей;
участки, проходящие в сейсмических районах;
места с наличием пучин и весенних пучинных просадок;
карстовые участки;***
другие места земляного полотна, на которых наблюдаются повышенные темпы накопления просадок верхнего строения пути и видимых отклонений в плане пути.
Примечания:
* Инструкция по содержанию земляного полотна и технике безопасности при производстве работ на скально-обвальных участках железных дорог.
** Инструкция по содержанию земляного полотна и технике безопасности на селеопасных участках.
*** Инструкция по содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах.
67. Неустойчивые участки с возможными деформациями земляного полотна, особенности содержания верхнего строения пути и земляного полотна на отдельных объектах должны объявляться ежегодно приказом начальника дистанции пути с указанием лиц, ответственных за принятие мер для обеспечения безопасности движения поездов.
68. За участками земляного полотна железнодорожного пути, находящегося в сложных инженерно-геологических условиях, а также подвергающихся деформациям, инженерно-геологические базы и путеобследовательские станции по земляному полотну должно осуществляться постоянное наблюдение. Однако это наблюдение не заменяет систематического, текущего надзора и периодических осмотров.
Указанные организации на основании утвержденных положений (уставов) должны:
производить систематизированный осмотр всех укрепительных, защитных, дренажных, водоотводных сооружений с необходимыми инструментальными съемками;
проверять земляное полотно и его основания при помощи бурения, шурфования и других анализов его состояния с использованием современных средств диагностирования, указанных в приложении 12 к настоящей Инструкции;
проверять качество содержания земляного полотна, правильность ведения технической документации.
По результатам наблюдений и обследований земляного полотна и его сооружений составляется отчет с предложениями, а на местах выдаются письменные указания организациями, указанными в пункте 40 настоящей Инструкции, дистанциям пути о проведении неотложных мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов.
69. Требования для оценки состояния и диагностики сложных объектов и виды работ по текущему содержанию земляного полотна и его сооружений приведены в приложении 5, таблица 4 к настоящей Инструкции.