ИНСТРУКЦИЯ
по содержанию земляного полотна железнодорожного пути
1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок и условия содержания земляного полотна, водоотводных, укрепительных и защитных сооружений сети железных дорог для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями. Исправное состояние земляного полотна и его сооружений обеспечивается соответствием его конструкций действующим нагрузкам, выполнением планово-предупредительных ремонтов и основано на непрерывном текущем содержании и периодическом проведении капитального ремонта.
2. Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей.
3. Земляное полотно железнодорожного пути служит основанием для верхнего строения пути и состоит из комплекса инженерных сооружений, рассчитанного на длительные сроки службы.
В комплекс инженерных сооружений земляного полотна (приложение 1 к настоящей Инструкции, далее земляное полотно) входят:
насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки и нулевые места. К нулевым местам относятся переходные участки земляного полотна от полунасыпей или насыпей с высотой одного из откосов до 1 м к выемкам или полувыемкам с высотой их откосов до 1 м;
устройства для отведения поверхностных вод (лотки, кюветы, забанкетные и нагорные канавы у выемок; продольные канавы у насыпей и нулевых мест);
сооружения для перехвата и отведения грунтовых вод (закрытые дренажи различных конструкций, углубленные открытые канавы, каптажные устройства);
защитные сооружения, построенные для сохранения земляного полотна от повреждений или разрушений (подпорные стены, волноотбойные стены, волногасители, струенаправляющие дамбы, шпоры, запруды и другие сооружения);
укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород);
сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые комплексы сооружений; противолавинные, противообвальные и тому подобные).
4. Настоящая Инструкция устанавливает виды, периодичность, сроки и порядок осуществления надзора за земляным полотном, включая современные методы обследования, требования к конструкциям земляного полотна и его сооружениям; состав работ по текущему содержанию земляного полотна и его сооружений, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях, особенности текущего содержания деформирующихся участков земляного полотна; условия назначения капитального ремонта земляного полотна; основные мероприятия по капитальному ремонту и усилению земляного полотна и его сооружений, выполняемые при планово-предупредительных ремонтах верхнего строения пути.
Настоящая Инструкция включает классификацию дефектов, повреждений и деформаций земляного полотна, причины их образования и признаки обнаружения.
5. При организации и выполнении работ по содержанию земляного полотна и его сооружений наряду с настоящей Инструкцией следует выполнять требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по текущему содержанию пути, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Инструкции по содержанию искусственных сооружений, Инструкции по содержанию земляного полотна и технике безопасности при производстве работ на скально-обвальных участках железных дорог, Инструкции по содержанию земляного полотна и технике безопасности работ на селеопасных участках, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах, Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве, Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, Правил безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях и других нормативных актов МПС Российской Федерации.
6. Особое внимание при содержании земляного полотна должно уделяться состоянию водоотводных, укрепительных и защитных сооружений. Дистанции пути должны иметь чертежи и соответствующую учетную документацию сооружений и устройств, обеспечивающих устойчивость земляного полотна и его защиту от повреждений.
На все объекты земляного полотна и его сооружения, на которых имелись или происходят деформации, в дистанциях пути должны быть заведены формы ПУ-9 - Паспорт неустойчивого или деформирующегося земляного полотна; формы ПУ-14 - Книга противодеформационных сооружений земляного полотна, в которых должны регулярно отражаться результаты осмотров, обследований, инструментальных эксплуатационных наблюдений. В случаях, когда деформации полностью устранены осуществленными мероприятиями, дистанция пути продолжает вести паспорт формы ПУ-9 и объект в течение 5 лет состоит на учете как неустойчивый. Снятие с учета производится на основании акта комиссионного осмотра с участием дорожной инженерно-геологической базы, начальника дистанции пути, мастера по земляному полотну (или работника, на которого возложены его обязанности). Акт утверждается начальником (главным инженером) службы пути.
7. Начальник дистанции пути, его заместители, начальники участков, старшие дорожные мастера, дорожные мастера, мастера по земляному полотну, бригадиры пути, обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений обязаны знать и постоянно изучать состояние вверенных им земляного полотна и его сооружений, обеспечивать высокое качество их содержания, надзора и безопасность движения поездов.
8. Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, могущих приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также ремонт или усиление его в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.
Работники службы пути, путеобследовательских станций по земляному полотну, инженерно-геологических баз железных дорог должны постоянно изучать, обобщать и распространять передовой опыт содержания и ремонта земляного полотна и его сооружений.
9. Все неустойчивые или деформирующиеся места земляного полотна и особенно находящиеся в сложных инженерно-геологических, гидрологических, гидрогеологических и климатических условиях (оползневые, обвальные, размывные, карстовые и другие участки) должны находиться под постоянным наблюдением инженерно-геологических баз или путеобследовательских станций железных дорог по земляному полотну. На основании наблюдений и обследований по указанным участкам следует ежегодно составлять инженерно-геологические отчеты с указанием необходимых мероприятий по надзору за земляным полотном и его сооружениями и их текущему содержанию, а также определять объемы и сроки выполнения работ. Отчеты представляют в дистанцию и службу пути.
10. Мероприятия по стабилизации и усилению земляного полотна следует разрабатывать в соответствии с действующими нормативными документами. При ремонте и устройстве новых сооружений необходимо выполнять соответствующие требования технических условий на производство и приемку работ. Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности земляного полотна должны обеспечивать устранение его деформаций и дефектов, а также ремонт или усиление защитных и укрепительных сооружений. Мероприятия капитального характера по ремонту или усилению земляного полотна и его сооружений выполняются на основании индивидуальных проектов.
11. Результаты всех осмотров, комиссионных и инструментальных обследований и наблюдений, выполняемых должностными лицами дистанции пути, отделений железных дорог, службы пути, руководителями железных дорог, дорожными инженерно-геологическими базами (путеобследовательскими станциями по земляному полотну), с описанием обнаруженных неисправностей и указанием объема необходимых работ должны фиксироваться в книгах, журналах, актах установленных форм (приложение 2, таблица 1 к настоящей Инструкции) и храниться в дистанциях пути постоянно. Начальник дистанции пути проверяет своевременность и правильность ведения учетных форм.
12. Текущее содержание земляного полотна и его сооружений осуществляется непрерывно в течение всего года и на всем протяжении пути, включая участки, где производится ремонт земляного полотна или плановые ремонты верхнего строения пути. Выполнение работ по устранению дефектов, деформаций и повреждений земляного полотна и его сооружений при текущем содержании, а также при проведении их ремонта и усиления осуществляют:
а) бригады по текущему содержанию пути;
б) специализированные бригады дистанций пути по текущему содержанию и ремонту земляного полотна;
в) специализированные колонны дистанций пути, осуществляющие содержание и ремонт земляного полотна на участках со сложными инженерно-геологическими условиями (скально-обвальных, подтопляемых, карстовых, оползневых и других условий);
г) колонны и цеха путевых машинных станций, специализированные на работах по ремонту и усилению земляного полотна на участках плановых ремонтов пути;
д) специализированные путевые машинные станции и другие подразделения, выполняющие сложные работы по земляному полотну на крупных объектах по индивидуальным проектам.
13. Объемы и номенклатуру работ по текущему содержанию земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений для конкретных участков, перегонов и других объектов определяет начальник дистанции пути в зависимости от сезонных, местных условий, результатов осмотров, наблюдений и обследований сооружений.
14. Прокладка или переустройство кабелей автоматики и связи в земляном полотне на перегонах, станциях и на искусственных сооружениях должны производиться в соответствии с Правилами прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог.
15. Проектируемые мероприятия по стабилизации земляного полотна должны рассчитываться на полное устранение деформаций.
К выполнению работ по ремонту или усилению земляного полотна и его обустройств могут привлекаться подрядные организации, имеющие соответствующие лицензии на право ведения работ на эксплуатируемых линиях.
Технический контроль за качеством работ, выполняемых подрядными организациями, осуществляется мастером по земляному полотну, дорожным мастером или другими работниками, специально назначенными начальником дистанции пути или службы пути.
16. Дистанция пути должна иметь утвержденный в установленном порядке перечень видов деятельности по содержанию земляного полотна, отражающий местные условия и режим эксплуатации сооружений (приложение 13 к настоящей Инструкции).
17. Земляное полотно строят по типовым поперечным профилям (приложение 8 к настоящей Инструкции) или по индивидуальным проектам. Перечень объектов земляного полотна, подлежащих индивидуальному проектированию, приведен в Строительно-технических нормах Министерства путей сообщения Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм (далее - СТН Ц-01-95).
18. В течение длительного срока службы земляное полотно претерпевает различные видоизменения, которые приводят к превращению типовых поперечных профилей в эксплуатационные (типичные). Наиболее характерные эксплуатационные (типичные) поперечные профили земляного полотна приведены в приложении 9 к настоящей Инструкции.
19. Главный элемент земляного полотна - основная площадка, воспринимает наибольшие воздействия от обращающегося подвижного состава и подвержена влиянию погодно-климатических факторов.
Строительные нормы ширины основной площадки (ширины земляного полотна поверху), очертание поперечных профилей основной площадки, зависящие от категорий железнодорожных линий и числа путей, ширина обочин приведены в СТН Ц-01-95.
На длительно эксплуатируемых линиях за основную площадку принимается условная граница, проходящая по подошве балластной призмы типовых размеров.
Наиболее распространенные конструкции эксплуатируемого земляного полотна в зоне основной площадки с указанием построечной (строительной) и новой (эксплуатационной) основной площадки приведены в приложении 10 к настоящей Инструкции.
20. Земляное полотно и его сооружения должны обеспечивать безопасность движения поездов с заданными нагрузками, скоростями движения при установленной грузонапряженности. Земляное полотно, его отдельные элементы и сооружения должны отвечать требованиям прочности, устойчивости на весь период службы при соблюдении периодичности ремонта (приложение 3, таблица 2 к настоящей Инструкции).
21. Устройства для отведения поверхностных и грунтовых вод должны обеспечивать водоотведение от земляного полотна во все сезоны года.
Поперечное сечение кюветов и канав должно обеспечивать пропуск паводковых и ливневых вод. Не допускается засорение кюветов и канав. Бровка канавы (лотка) должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды в периоды ливневых дождей и паводков.
Откосы и дно водоотводных устройств не должны иметь трещин, промоин.
Опоры контактной сети не должны стеснять живого сечения водоотводных сооружений (кюветов, лотков, дренажей). В случаях, когда опоры контактной сети установлены с нарушением указанного требования, при производстве ремонтных работ по верхнему строению пути и земляному полотну, должны осуществляться мероприятия по обеспечению беспрепятственного пропуска воды в путевых водоотводных сооружениях.
22. Обочина земляного полотна должна располагаться не ниже 60 см от верха балластной призмы.
Ширина обочины должна быть не менее 0,40 м на путях 4-7 категорий и не менее 0,50 м на путях 1-3 категорий и скоростных линиях.
Крутизна откосов земляного полотна (балластных шлейфов) должна соответствовать нормативным значениям, приведенным в СТН Ц-01-95 и типовым поперечным профилям (приложение 8 к настоящей Инструкции).
При соответствии геометрических параметров земляного полотна типовым поперечным профилям, расчетный коэффициент устойчивости откосов земляного полотна должен быть не менее 1,2. В случае, если крутизна откосов насыпи выше норм СТН Ц-01-95, но не превышает 1:1,35, должны быть проведены расчеты устойчивости откосов и балластных шлейфов, в том числе с предположением прохождения возможной поверхности смещения по контакту глинистого грунта тела земляного полотна и балластного шлейфа. Коэффициент устойчивости должен быть не менее 1,5.
Выполнение расчетов устойчивости шлейфов осуществляется силами инженерно-геологических баз, путеобследовательских станций по земляному полотну с привлечением, в необходимых случаях, проектных и научно-исследовательских организаций.
23. Земляное полотно - инженерное сооружение длительных сроков службы, в котором могут возникать и накапливаться дефекты и деформации.
Дефекты являются следствием недоработок при проектировании земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений; нарушении технологии строительного процесса и временной эксплуатации железнодорожных линий; неудовлетворительного текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути.
Деформации земляного полотна возникают при недостаточной несущей способности грунтов, из которых оно возведено; несоответствии мощности верхнего строения пути нагрузкам от обращающегося подвижного состава; при недостаточной защите грунтов земляного полотна от неблагоприятных воздействий климатических и инженерно-геологических факторов (оползней, селей, наводнений). Низкое качество содержания земляного полотна, когда не обеспечивается отвод поверхностных и грунтовых вод, несвоевременно устраняются мелкие повреждения защитных и укрепительных устройств, не ликвидируются причины снижения несущей способности грунтов и другие нарушения при содержании и ремонтах железнодорожного пути приводит к перерастанию мелких повреждений в опасные деформации, угрожающие безопасности движения поездов.
24. Дефекты и деформации земляного полотна подлежат устранению в процессе текущего содержания пути, при планово-предупредительных ремонтах верхнего строения пути, а также при ремонтах и усилении земляного полотна по индивидуальным проектам.
25. Классификация наиболее распространенных дефектов и деформаций земляного полотна приведена в приложении 4, таблица 3 к настоящей Инструкции, а Каталог деформаций и дефектов с кратким описанием опознавательных признаков, причин возникновения, неотложных мер и указаниями по эксплуатационным наблюдениям приведен в приложении 11 к настоящей Инструкции.
26. Текущее содержание земляного полотна состоит из надзора за его состоянием, изучения причин появления неисправностей и их ликвидации, а также выполнения необходимых работ, обеспечивающих исправное состояние земляного полотна и его сооружений, что устанавливается на основе его осмотров и обследований.
27. За земляным полотном и его сооружениями должен быть организован надзор, включающий:
а) систематический надзор;
б) текущие осмотры;
в) периодические осмотры;
г) специальные обследования и наблюдения;
д) режимные наблюдения;
е) постоянные наблюдения (посты наблюдения).
28. Систематический надзор за земляным полотном, его укрепительным, защитными и водоотводными устройствами осуществляется обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, бригадирами пути, бригадирами специализированных бригад по земляному полотну в сроки, указанные в приложении 2, таблица 1 к настоящей Инструкции.