Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система) ориентирована на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в сфере использования и контроля воздушного пространства и основывается на основных положениях Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации и решениях государств - членов Международной организации гражданской авиации о переходе к организации воздушного движения с использованием перспективной техники и технологий, основанных на использовании перспективных систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения.
Работа по совершенствованию Единой системы направлена на преобразование ее в аэронавигационную систему России. Такое преобразование позволит создать единую систему организации использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания его пользователей, в том числе в зонах ее международной ответственности, в интересах эффективного использования этого пространства всеми пользователями, обеспечения национальной безопасности и развития экономики государства.
Аэронавигационная система основана на интегрированном взаимодействии человека, технологий, средств и служб при поддержке перспективных бортовых, наземных и спутниковых систем аэронавигации.
Разрабатываемая федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" (далее - Программа) должна представлять собой скоординированный в отношении задач, ресурсов и сроков осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов всех видов авиации над территорией Российской Федерации.
Программа является одним из важнейших инструментов реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и включает задачи реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции Федеральной аэронавигационной службы.
Разработку Программы планируется осуществлять в соответствии со следующими документами:
законы Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и "О безопасности";
Воздушный кодекс Российской Федерации;
федеральные законы "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О государственном регулировании развития авиации", "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О противодействии терроризму", "О техническом регулировании" и "О гидрометеорологической службе";
Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года N 144;
Концепция гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденная Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 19 сентября 2003 г.;
Концепция создания и развития аэронавигационной системы России, одобренная Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации N 35 от 4 октября 2006 г.);
Глобальная эксплуатационная концепция организации воздушного движения, одобренная 11-й аэронавигационной конференцией Международной организации гражданской авиации 3 октября 2003 г.;
Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084;
Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 года N 65.
При оценке эффективности Программы будут использоваться методики, аналогичные методикам, апробированным для решения подобных задач Европейской организацией по безопасности воздушной навигации.