Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2000 года N 144

Об утверждении Концепции модернизации и развития Единой системы
организации воздушного движения Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
 от 28 февраля 2008 года N 128
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить разработанную Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой воздушного транспорта России, Министерством экономики Российской Федерации, Российским авиационно-космическим агентством и Российским агентством по системам управления с участием Межгосударственного авиационного комитета Концепцию модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (прилагается).

2. Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе воздушного транспорта России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и утвердить мероприятия по модернизации и развитию Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в соответствии с Концепцией, утвержденной настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 2000 года
N 144

КОНЦЕПЦИЯ
модернизации и развития Единой системы
организации воздушного движения Российской Федерации

I. Общие положения

1. Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - Единая система) является одним из важнейших компонентов обеспечения национальной безопасности государства.

В настоящее время функционирование Единой системы осложняется рядом серьезных проблем. Несмотря на резкий спад объема авиаперевозок и интенсивности полетов уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Основной причиной сложившейся ситуации является значительный износ технической базы Единой системы. Поддержание и развитие этой базы сдерживается в связи с тяжелым экономическим положением в стране.

2. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на развитие Единой системы в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе. Она направлена на повышение эффективности функционирования Единой системы, создание условий для ее динамичного развития, а также обеспечение совместимости с мировой авиационной инфраструктурой.

Настоящая Концепция опирается на Воздушный кодекс Российской Федерации, Концепцию государственной транспортной политики Российской Федерации и Концепцию реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации.

3. Развитие Единой системы в стратегическом плане основано на решениях ИКАО по переходу всех государств к организации воздушного движения с использованием спутниковых систем связи, навигации и наблюдения (далее именуется - концепция CNS/ATM ИКАО).

В краткосрочном (тактическом) плане в настоящей Концепции изложены вопросы, решение которых позволит устранить недостатки, существующие в настоящее время в работе Единой системы, и обеспечит переход к следующему этапу ее развития.

II. Основные направления функционирования и развития Единой системы
в области совершенствования структуры

Совершенствование структуры и взаимодействия гражданских
и военных органов в рамках Единой системы

4. В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полное государственное регулирование использования воздушного пространства, а Федеральная служба воздушного транспорта России - государственное регулирование использования той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

5. Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Структура и функции руководящих и оперативных органов Единой системы определены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084.

6. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области организации использования воздушного пространства, а также функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы осуществляет Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, образуемая Правительством Российской Федерации.

7. Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов военной подсистемы осуществляет Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации. Оперативными органами военной подсистемы являются войсковые части (военные секторы центров Единой системы), подчиненные этому Управлению в специальном отношении.

8. Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов гражданской подсистемы осуществляет Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России.

Функции оперативных органов гражданской подсистемы осуществляют организации аэронавигационного обслуживания, являющиеся дочерними предприятиями федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

9. В соответствии с полномочиями по государственному регулированию, предоставленными Воздушным кодексом Российской Федерации, военные органы Единой системы планируют использование воздушного пространства и обеспечивают разрешительный порядок его использования во взаимодействии с гражданскими органами Единой системы. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.

10. Единая система, действующая в настоящее время на основе совмещения гражданской и военной подсистем, имеет ряд недостатков, в том числе:

несовершенство административного руководства Единой системой и ее оперативными органами;

несовершенство координации деятельности оперативных военных и гражданских органов Единой системы;

несовершенство организации проведения единой технической политики при создании и эксплуатации техники для решения задач Единой системы;

несовершенство материально-технического обеспечения Единой системы;

несовершенство организационно-мобилизационного и технического планирования по переводу центров Единой системы с мирного на военное положение;

необходимость организационно-штатной перестройки Единой системы при переходе с мирного на военное положение.

11. В целях устранения указанных недостатков требуется совершенствование структуры Единой системы и улучшение взаимодействия ее гражданской и военной подсистем. Целесообразные пути поэтапного перехода от существующей совмещенной структуры Единой системы к единой структуре ее органов должны быть определены в процессе проведения научных исследований.

12. На первом этапе для повышения уровня взаимодействия гражданских и военных органов Единой системы необходимо:

а) руководящим органам Единой системы:

совместно разрабатывать, согласовывать, утверждать и применять нормативные правовые акты по государственному регулированию и организации использования воздушного пространства;

совместно контролировать использование и совершенствование технической базы гражданских и военных органов Единой системы;

повышать уровень координации и взаимодействия с пользователями воздушного пространства;

б) оперативным органам Единой системы:

обеспечивать гражданские и военные органы Единой системы унифицированной и идентичной информацией о воздушной обстановке, планах полетов, местоположении воздушных судов и другой деятельности по использованию воздушного пространства;

обеспечивать автоматический обмен информацией об операциях, выполняемых диспетчерским составом;

обеспечивать прямую, устойчивую и надежную речевую связь между гражданскими и военными диспетчерами.

13. На последующих этапах Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой воздушного транспорта России совместно с организациями промышленности должна быть выработана единая техническая политика и определены пути объединения экономических возможностей различных федеральных органов исполнительной власти для поддержания и развития Единой системы. Следует всесторонне рассмотреть пути совершенствования структуры Единой системы с учетом национальной безопасности, обеспечения безопасности полетов и экономической эффективности. Должны быть разработаны предложения по совершенствованию организационной, технической и информационной деятельности гражданских и военных органов Единой системы.

Завершение перехода гражданской подсистемы
на новую организационную структуру

14. При переходе воздушного транспорта на новые экономические отношения в структуре управления гражданской авиацией произошли существенные изменения. Наряду с государственными появились негосударственные предприятия и организации. Их создание носило стихийный характер. В результате некоторые службы по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, а также базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи оказались в составе вновь образованных предприятий, а некоторые сохранились в составе старых государственных структур. В результате управление гражданской частью Единой системы в настоящее время осуществляют организации с дублирующими функциями и обязанностями и с различным пониманием приоритетов при выполнении основных задач.

15. Для обеспечения целостности Единой системы и рациональной организации использования воздушного пространства на всей территории Российской Федерации необходимо создать управленческую структуру гражданской подсистемы, которая позволит обеспечить:

а) единую ответственность за организацию и безопасность воздушного движения;

б) централизацию использования воздушного пространства на основе государственной системы приоритетов;

в) равные права всех пользователей воздушного пространства;

г) комплексное использование технической базы гражданской и военной подсистем;

д) эффективное взаимодействие участников процесса управления;

е) приоритет интересов гражданской подсистемы в целом над экономическими интересами отдельных организаций по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением;

ж) единство имущественного комплекса гражданской подсистемы.

16. Основой такой структуры является федеральное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

Создание и наделение этого предприятия и его дочерних предприятий функциями оперативных органов гражданской подсистемы соответствует Воздушному кодексу Российской Федерации и заложенным в нем принципам государственного контроля воздушного пространства и регулирования воздушного движения.

Процесс объединения в рамках указанного федерального унитарного предприятия всех предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, а также баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи должен быть завершен в короткий срок.

Обеспечение мобилизационной подготовки

17. Единая система имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Ее перевод на работу в условиях военного времени должен осуществляться без перестройки структуры, без перерывов функционирования и без изменения направлений взаимодействия с другими системами. Основу формирования Единой системы в условиях военного времени составляет ее военная подсистема.

18. В мирное время проводится мобилизационная подготовка Единой системы, основными задачами которой являются:

а) разработка положения о деятельности органов Единой системы в период мобилизации и в военное время;

б) разработка мобилизационных планов и документов по боевой готовности, их согласование и утверждение;

в) подготовка личного состава и персонала центров Единой системы к решению задач по организации использования воздушного пространства в период мобилизации и в военное время;

г) обучение личного состава и персонала центров Единой системы действиям по мобилизационному плану и плану приведения в полную боевую готовность.

19. При разработке документов по боевой готовности центров Единой системы, имеющих военные секторы, должны учитываться особенности новой оперативно-стратегической обстановки, месторасположение центров (в глубине территории страны или в приграничной полосе), а также сроки приведения в боевую готовность органов боевого управления авиацией.

20. Личный состав центров Единой системы, расположенных в приграничной полосе и имеющих военные секторы, в мирное время следует привлекать на все командно-штабные и летно-тактические учения масштаба авиационного соединения и выше.

21. В военных секторах центров Единой системы целесообразно иметь отдельные штаты на мирное и на военное время. Перевод центров Единой системы, имеющих в мирное время только гражданский сектор, на работу в условиях военного времени должен сопровождаться формированием военного сектора с включением в систему боевого управления авиацией соответствующего направления.

22. Перевод двухсекторных центров Единой системы на организационно-штатную структуру военного времени целесообразно осуществлять на базе соответствующих военных секторов путем приведения их личного состава в соответствие со штатным расписанием военного времени согласно планам мобилизации и приведения в боевую готовность в пунктах постоянной дислокации.

23. Потребности развертываемых и формируемых органов Единой системы во всех видах мобилизационных ресурсов в соответствии со штатным расписанием военного времени необходимо обеспечивать путем приписки к ним диспетчерского состава гражданских секторов соответствующих центров и инженерно-технического состава баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи.

24. Мобилизационная подготовка приписного состава, предназначенного для работы в центрах Единой системы в условиях военного времени, должна осуществляться по специальным программам в учебных заведениях и на курсах, а также на сборах в центрах Единой системы.

25. Начальники гражданских секторов двухсекторных центров Единой системы совместно с начальниками военных секторов этих центров разрабатывают планы перевода своих секторов на работу в военное время. Эти планы утверждаются начальниками штабов армий (отдельных корпусов) ВВС и ПВО и руководителями территориальных органов Федеральной службы воздушного транспорта России.

26. Расстановка военнообязанных из числа диспетчерского состава гражданской авиации и инженерно-технического состава баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи по должностям согласно штатному расписанию военного времени должна проводиться в мирное время с учетом их военной подготовки и квалификации на основании учетных данных военных комиссариатов и приписных карт.

27. Организационно-штатная структура центров Единой системы должна обеспечивать организацию использования воздушного пространства как с запасных (защищенных) пунктов управления, так и в пунктах постоянной дислокации оперативного состава.

28. После приведения центров Единой системы в боевую готовность распределение функций по организации использования воздушного пространства боевой и гражданской авиацией следует проводить с учетом уровня военной подготовки кадрового личного состава и личного состава запаса, особенно при функционировании центров в начальный период военного времени.

29. В Единой системе должна быть предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению живучести ее объектов и помехозащищенности радиоэлектронных средств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»