МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
____________________________________________________________________
Настоящие Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей:
письму ФТС России от 24 декабря 2009 года N 01-11/62023 (не действует на основании приказа ФТС России от 27 апреля 2011 года N 870);
письму ФТС России от 6 июня 2011 года N 01-11/26394.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Абзацы пятидесятый, пятьдесят пятый, шестьдесят седьмой, шестьдесят девятый и семьдесят первый настоящих Методических рекомендаций применяются в части, не противоречащей пункту 2 письма ФТС России от 23 ноября 2010 года N 01-11/56802.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) таможенные органы являются агентами валютного контроля. Частью 7 статьи 23 Закона установлена обязанность агентов валютного контроля и их должностных лиц осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 7 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации одной из функций таможенных органов является контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП России перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы по статье 15.25 КоАП России, устанавливается ФТС России. Данный перечень предусмотрен приказом ФТС России от 15 марта 2005 года N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".
Статьей 28.1 КоАП России установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.8 КоАП России о действии законодательства об административных правонарушениях в пространстве административной ответственности, предусмотренной статьей 15.25 КоАП России, подлежат лица, совершившие соответствующие административные правонарушения на территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, в случае обнаружения при осуществлении контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, достаточных данных, указывающих на нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенных на территории Российской Федерации.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций.
Согласно диспозиции части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными валютными операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем часть 1 статьи 15.25 КоАП России может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных указанной статьей, а также частями 6 и 6.1 статьи 12 и частью 3 статьи 14 Закона.
Частью 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации запрещены.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами-резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением расчетов:
- с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчетов при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
- с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации;
- в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов юридических лиц-резидентов в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц;